Танкер-газовоз «Эдуард Толль. В поисках легендарной земли В научном отряде экспедиции участвовали

  ТОЛЛЬ Эдуард Васильевич (1858-1902) , русский геолог и полярный исследователь.

Родился в Ревеле (Таллин). После окончания в 1882 Тартуского университета путешествовал в качестве натуралиста по Средиземноморью, в 1885-1886 принял участие в экспедиции А. Бунге , организованной Петербургской АН, для изучения Новосибирских о-вов, а также басс. Яны, Индигирки и Колымы. С о-ва Котельный при ясной погоде в августе 1886 Э. Толль увидел «контуры четырех столовых гор », принятые им за Землю Санникова.

В 1893, продолжив геологические исследования И. Черского на севере Якутии, Э. Толль обследовал басс. Лены и Хатанги, проследил и заснял кряж Прончищева. Он вновь посетил о-в Котельный и к северу от него опять видел «землю» - скорее всего дрейфующий айсберг, оторвавшийся от материкового ледника.

В 1899 Э. Толль участвовал в плавании ледокола «Ермак» к арх. Шпицберген. В 1902 он возглавил Полярную экспедицию Петербургской АН в р-н Новосибирских о-вов с целью поиска легендарной Земли Санникова, усмотренной в 1811 промышленником Яковом Санниковым . В нее вошли семь человек научного персонала, в т.ч. геодезист и метеоролог Ф. Матисен, топограф А. Колчак, зоолог А. Бялыницкий-Бируля, астроном и магнитолог Ф. Зееберг.

На купленном в Норвегии китобойном барке «Заря» Толль предполагал пройти Северным морским путем в Тихий океан, но из-за сложной ледовой обстановки вынужден дважды зимовать у о-ва Котельный.

Летом 1902 Толль с Ф. Зеебергом, охотниками эвеном Николаем Протодьяконовым (Дьяконовым) и якутом Василем Гороховым отправился на санях к о-вам Беннетта и Котельный для изучения их геологического строения. Они намеревались также обследовать р-н Земли Санникова, не доступный для израненной льдами и двумя зимовками «Зари». Шхуна должна была забрать группу в конце лета, но не смогла из-за тяжелой ледовой обстановки.

Спасательная экспедиция под руководством А. Колчака в 1903 обнаружила на о-ве Беннета лагерь Толля, его коллекции и документы. В одной из записок сообщалось, что все отправились на юг. Найти их не удалось. По-видимому, несчастные погибли при переходе по еще неокрепшему льду на пути к материку.

Толль, получивший огромный кредит доверия от государства и общества, мог, как он считал, вернуться в Петербург, лишь открыв Землю Санникова либо какую-нибудь другую. Или не вернуться совсем. Ценные и обширные материалы экспедиции обрабатывала специальная комиссия Петербургской АН в 1900-1919.

Сочинение Э. Толля «Плавание на яхте «Заря», опубликованное в 1909 вдовой ученого, было переиздано в 1959.

Именем Толля названы залив в Карском море, горы на Новой Земле и на о-ве Беннетта, залив на п-ове Таймыр и др. географические объекты.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

2 (14) марта 1858 года родился Эдуард Васильевич Толль — известный российский полярный исследователь, участник и руководитель ряда научных экспедиций. Русское географическое общество высоко оценило результаты работы Толля, наградив его большой серебряной медалью имени Н.М. Пржевальского и направив в качестве своего представителя на торжества в честь знаменитого путешественника и мореплавателя Фритьофа Ведаль-Ярлсберг Нансена.


В 1886 году Эдуард Васильевич увидел призрачный остров, который, как он считал, был Землей Санникова. С тех пор вся его жизнь была подчинена мечте об открытии этого острова. Какая сила влекла Толля на Север? Это не было жаждой ни сенсационных находок, ни славы первооткрывателя. Эдуард Васильевич был исследователем, который искал разгадку тайн геологического прошлого Арктики. Он стремился добраться до сути явлений, а это — счастье и мука настоящего ученого. Возглавив экспедицию к этой призрачной и загадочной земле, Эдуард Васильевич Толль навсегда ушел в вечность.

Мимолетное знакомство с мечтой

Он был из дворянского рода прибалтийских немцев, родился в Ревеле, закончил естественно-исторический факультет Дерптского (ныне Тартуский) университета. Затем Толль получил большой опыт исследовательской работы и авторитет серьезного ученого.

В 1885 году Академия наук организовала экспедицию на Новосибирские острова. Ее начальником был назначен известный учёный и полярник Александр Александрович Бунге , а его помощником Э.В. Толль.

Полевые работы начались летом 1886 года.

В прекрасный летний день, работая на острове Котельном, далеко-далеко, в северо-восточной части горизонта Эдуард Васильевич ясно увидел контуры четырех гор, которые на востоке соединялись с низменной землей. Картина была настолько четкой, что Толль не только определил расстояние до гор, но и разглядел, что их породы подобны островам Земли Франца-Иосифа. И тут все, что он читал о Земле Санникова, мгновенно пронеслось в его сознании. Поздно вечером у костра Толль записал в дневнике: «Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью». С этого дня он в течение всех последующих лет постоянно занимался этой проблемой.

История призрачного острова

А проблема, действительно, была не из легких. Еще в самом начале XIX века государственный канцлер Н.П. Румянцев предложил Матвей Матвеевичу Геденштрому , который за чужую вину был только что приговорен к ссылке в Сибирь, обследовать новые земли. Геденштрому очень повезло, что среди его сподвижников оказался охотник Яков Санников . Они вместе видели неизвестный остров на северо-востоке от острова Новая Сибирь.

Еще одну землю Санников видел к северу от острова Котельного, а третья была видна с северо-западной оконечности острова Новая Сибирь. Два последних острова были помечены на составленной Геденштромом первой карте Новосибирских островов как «Земли, виденные Санниковым».

В марте 1821 года экспедиция под руководством лейтенанта флота Петра Фёдоровича Анжу приступила к работе на Новосибирских островах, а в первых числах апреля он отправился на поиски Земли Санникова.

Путь был очень трудным, но вот, у самой черты горизонта показались еле различимые контуры гор. Постепенно они становились все более четкими. Уже никто не сомневался в открытии нового острова. Прошло еще несколько часов, и вместе с изменением освещения, лежащий впереди остров пропал. Остались только причудливые нагромождения ледяных торосов. Безрезультатными оказались и все последующие поездки Анжу. После этой экспедиции с новых карт исчезли «Земли, виденные Санниковым», но загадка этой Земли стала еще более интригующей.

Следующая экспедиция усилила интригу, добавив одновременно и значительную порцию драматизма. Американская шхуна «Жаннетта» под командой Джорджа Вашингтона Де-Лонга , пройдя Берингов пролив, взяла курс прямо на Северный полюс, но была затерта льдами и в июне 1881 года затонула.

Экипаж успел высадиться на лед и пошел к материку. Большинство членов экспедиции, в том числе и Де-Лонг, погибли. Уцелевшие поведали миру о трех открытых экспедицией островах. Ученый секретарь Русского географического общества А.В. Григорьев высказал мысль, что острова Беннетта и Генриетты, открытые Де-Лонгом, — это «земли», виденные Геденштромом и Санниковым с Новой Сибири. «После этого, — писал Григорьев, — не может быть сомнений в действительности существования земли, виденной Санниковым же в 1810 году».

Надежды и разочарования

И вот теперь, через пять лет после Де-Лонга, эту землю совершенно ясно увидел Толль. Понятно, что никаких сомнений в ее существовании у него не возникло. Но до нее надо было еще дойти, а это 150-200 километров к северу от уже исследованных островов. Сделать это в рамках экспедиции А.А. Бунге не удалось, и Толль решил организовать новую экспедицию на поиски Земли Санникова.

В апреле 1898 года он разработал ее план, который высоко оценили Фритьоф Нансен и многие выдающиеся русские ученые. В след за Академией наук этот план был одобрен в правительстве, и Э.В. Толль получил необходимые ассигнования. В июне 1900 года экспедиция направилась в Арктику. В ее составе был гидролог лейтенант флота Александр Васильевич Колчак . В то время он был просто способным офицером.

Ру́сская поля́рная экспеди́ция 1900—1902 годов была снаряжена Императорской Академией наук и имела основной целью исследование части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и поиск легендарной Земли Санникова . Стала первым академическим предприятием России в водах Ледовитого океана, совершённым на собственном судне. Руководил экспедицией русский геолог и полярный исследователь барон Эдуард Васильевич Толль .

Одним из сотрудников и ближайших помощников Толля был молодой учёный-исследователь, лейтенант Императорского флота Александр Васильевич Колчак , принявший в годы Гражданской войны титул Верховного правителя России и звание Верховного главнокомандующего Русской армии .

Мероприятие находилось под Высочайшим покровительством президента Академии наук великого князя Константина Константиновича .

Экспедиция была важна также и с точки зрения геополитических интересов России. Все предшествующие иностранные полярные экспедиции рассматривались их организаторами также как важное национальное дело.

Предыстория

Однажды в августе 1886 года в ясную погоду с северо-западных утёсов острова Котельного исследователь разглядел контуры другого — неизвестного — острова, располагавшегося в северо-восточном направлении. На расстоянии в сто с небольшим вёрст (определённом Толлем на глаз) чётко были видны обрывистый берег со столбообразными горами, координаты которых определялись приблизительно как 77°05′ с. ш. 140°14′ в. д. Берег простирался именно там, куда указывал Яков Санников , — это была легендарная Земля Санникова , которую с тех пор стали обозначать на картах пунктирной линией. Видение неизведанного острова не давало исследователю покоя и неудержимо манило к себе.

Государь Император как-то во время очередного разговора о Земле Санникова то ли в шутку, то ли всерьёз обнадёжил смельчаков-первопроходцев: «Кто откроет эту землю-невидимку, тому и принадлежать она будет. Дерзайте, лейтенанты!».

Высочайшее покровительство

Огромную роль в снаряжении экспедиции играла Императорской Санкт-Петербургской академии наук , и лично её президент великий князь генерал-адъютант Константин Константинович . Без ходатайств великого князя экспедиция могла и не состояться, и отнюдь не случайно его портрет украшал кают-компанию «Зари» . В юности Константин Константинович был военным моряком и многие важные мелочи снаряжения мог оценивать лично и со знанием дела. Далёкий от науки, отсутствие специальных знаний он компенсировал общей культурой и вниманием к людям. Известны многие примеры его личной заботы о членах экспедиции. Именно благодаря ему Толль получил вдвое больше средств, чем первоначально планировалось: 509 тыс. рублей на март 1904 года вместо намеченных 240 тысяч. Как пишет Ю. В. Чайковский , недалеко от истины было утверждение, что Толль (и позднее по его примеру Колчак) прямо эксплуатировали обязательность президента Императорской Академии наук и не раз ставили Академию перед фактом непредвиденных расходов. Насколько можно судить по известным документам экспедиции, аппарат Академии при подготовке плавания работал слаженно и без проволочек.

Шхуна «Заря» совершала свой поход в Арктику с Высочайшего дозволения президента Императорской академии наук под его личным вымпелом. Это имело важное значение с точки зрения внимания и отношения к путешественникам со стороны организаций и отдельных лиц, в чьей власти было оказать содействие и помощь первопроходцам на их пути к берегам Восточной Сибири.

Планирование и подготовка экспедиции

«Недалеко уже то время, когда честь исследования… Земли Санникова будет предвосхищена скандинавами или американцами, тогда как исследование этой земли есть прямая обязанность России». Была ещё одна важная причина, о которой широкой публике предпочитали не сообщать. Ещё американский полярный исследователь Дж. Делонг обнаружил на острове Беннетта залежи бурого угля . Барон Толль считал, что угленосные пласты острова Новая Сибирь простираются до Беннетта и дальше — до гипотетической Земли Санникова. Этот фактор был очень важен с геостратегической точки зрения : суда, идущие из Архангельска во Владивосток Северным морским путём , могли бы пополнять запасы угля в середине своего пути, а военные корабли получали бы возможность огибать Чукотку и достигать Владивостокского порта не вокруг Африки, а кратчайшим и практически внутренним российским путём. Сторонником этой идеи был адмирал Степан Осипович Макаров .

Проект долгое время не утверждался, поскольку был довольно дорогим, однако дело сдвинулось с мёртвой точки в 1899 году, когда 31 декабря император Николай II согласовал снаряжение экспедиции «для исследования земли Санникова и других островов, расположенных за Новосибирским архипелагом», утвердив одновременно Толля её начальником.

На подходящем судне предполагалось летом 1898 или 1899 года пройти, минуя Карское море и мыс Челюскин , до удобного места зимовки в устье Лены . Следующим летом планировалось совершить поход на север на усть-ленских собачьих нартах, найти terra incognita в августе и высадить экспедицию с 2-летним запасом продовольствия. На обратном пути часть путешественников должна была соорудить продовольственный склад на острове Котельный «на случай неудачи плавания следующего года» и вернуться на материк; группе оставшихся на Земле Санникова ставилась задача возвести дом для зимовки и проводить в течение года различные научные исследования; другая группа должна была построить доставленное на судне домище для зимовки. Весной и летом 3-го года экспедиции предполагалось проводить исследования на острове Беннетта и летом же, на вторично пришедшем из устья Лены судне, обойдя Новосибирские острова с востока, вернуться на базу в устье Лены. Согласно окончательному плану, в навигацию 1903 года, после исследования Новосибирских островов, экспедиция должна была двинуться на восток, обогнуть мыс Дежнёва и, пройдя через Берингов пролив , закончить свой путь во владивостокской бухте Золотой Рог . Кроме основной, снаряжалась и вспомогательная экспедиция, аналогичная по назначению предыдущей экспедиции Толля, когда он закладывал склады для Нансена. Теперь такие же склады следовало заготовить для экспедиции самого Толля — на Новосибирских островах. Продовольственные запасы делались из расчётов на 3,5 года. В целом всё описанное комплексное мероприятие получило название Русской полярной экспедиции .

Мысль о снаряжении полярной экспедиции поддержали многие русские учёные: Ф. Б. Шмидт , А. П. Карпинский , Ф. Н. Чернышёв , М. А. Рыкачёв , Д. И. Менделеев , С. О. Макаров , Н. М. Книпович , П. П. Семёнов-Тян-Шанский и другие. В Императорском Географическом обществе выступил в апреле 1898 года с поддержкой идеи Толля и Ф. Нансен . Экспедиция обещала дать результаты колоссальной важности, ажиотаж вокруг предприятия усиливался с каждым днём, поэтому никого не удивило ассигнование 240 тыс. рублей на экспедицию по Высочайшему повелению. После того, как планом заинтересовался великий князь Константин Константинович, в начале 1899 года была создана под председательством академика Фёдор Богданович Шмидта в составе известных учёных и руководителей различных морских и научных ведомств Комиссия по снаряжению Русской полярной экспедиции.

В июле 1899 года были получены из казны первые деньги — на покупку судна. Кроме государственных ассигнований, вызвавшее большой энтузиазм по всей стране предприятие барона Толля получало поддержку от различных учреждений и просто состоятельных граждан.

Команда

Участники экспедиции на борту шхуны «Заря». В верхнем ряду: третий слева над Толлем — Колчак. Второй ряд: Н. Н. Коломейцев , Ф. А. Матисен , Э. В. Толль , Г. Э. Вальтер , Ф. Г. Зееберг , А. А. Бялыницкий-Бируля

Барон Толль лично подбирал участников для экспедиции, список был утверждён приказом по Академии наук от 8—10 марта 1900 года.

В научном отряде экспедиции участвовали:

Эдуард Огрин — старший механик.

Семён Евстифеев — матрос рулевой.

Последние приготовления

Члены экспедиции Толля лейтенанты А. В. Колчак , Н. Н. Коломейцев , Ф. А. Матисен , готовящие в Норвегии шхуну «Заря» к полярному плаванию

В январе в норвежский порт Ларвик отправился Коломейцев — для наблюдения за переоборудованием помещений и рангоута «Зари». Примерно 10 апреля, когда собралась вся команда, Колчак и Матисен с нижними чинами отправились по Финляндской железной дороге через Гангсуд в Стокгольм, затем через Кристианию в норвежский городок Ларвик , где на эллинге известного судостроителя Колина Арчера проходила переоборудование «Заря» .

«Заря» в норвежском доке.

В течение трёх недель судно было проконопачено и покрыто тиром. По выходе из дока была обнаружена небольшая течь. Этому обстоятельству не придали значения, связав его с только что проведённым проконопачиванием. Из Ларвика «Заря» проследовала в Кристианию , где взяла на борт уголь и заказанное научное снаряжение. По совету Толля Колчак разыскал здесь Нансена, съездил в его научную лабораторию и изучил нансеновские методы гидрологических исследований, ознакомился с новейшими океанографическими приборами профессора Хирта. Нансен, в свою очередь, побывал на «Заре». В начале мая 1900 года лейтенант флота Н. Н. Коломейцев и лейтенант флота А. В. Колчак привели шхуну из Бергена в Санкт-Петербург, забрав по пути из Мемеля начальника экспедиции барона Э. В. Толля. Пришвартовались на Неве — близ Николаевского моста — напротив здания Морского корпуса , выпускниками которого были все три офицера экспедиции. Им предстояло начать своё дальнее путешествие прямо от стен своей Альма-матер . В Петербурге незавершённые судовые работы, проводившиеся на «Заре» по дороге из Кристиании, продолжались.

Перед самым началом экспедиции Толль получил от Нансена пакет с документацией и материалами по сибирской Арктике: координаты отдельных островов, рукой Нансена сделанный набросок бухты Колина Арчера, где скандинав советовал Толлю перезимовать, рекомендации уточнить расположение долин рек северо-восточной части Таймыра и наличие их следов на морском дне, что могло объяснить происхождение огромного сибирского подводного плато-шельфа. Также Нансен рекомендовал изучить встречающееся только в Северном Ледовитом океане явление «мёртвой воды », когда вслед за кораблём над тяжёлым слоем солёной воды образуется затрудняющая движение волна опреснённой воды. Вот эту «мёртвую воду» и предстояло изучать лейтенанту Колчаку. Материалы, касающиеся этого интересовавшего Нансена вопроса, Толль сразу передал гидрографу экспедиции, чтобы тот подумал над ними и взял в экспедицию все необходимые для соответствующих исследований приборы.

Каждый день к судну подвозили различные грузы, которые аккуратно размещались на борту: приборы, инструменты, аппаратура, биологические сети, тралы, батометры, морские карты, пособия для плавания, продовольствие и т. д. Но главным грузом, от которого зависела экспедиция во всём (дальность плавания, обогрев, приготовление пищи), было топливо — уголь. Ответственным за поставку и приёмку грузов был А. В. Колчак.

29 мая готовящуюся к отправлению шхуну посетил Николай II .

Этот визит так описал командир судна:

29 мая мы были осчастливлены Высочайшим посещением Государя Императора. Его величество подробно осматривал «Зарю» и в конце обратился к начальнику экспедиции барону Толлю с милостивым вопросом, не нужно ли чего-нибудь для экспедиции. А нужда была обстоятельная. Нам не хватало угля. Вследствие монаршей милости уголь нам отпущен из складов морского ведомства, так же как и много материалов, которых нельзя было достать в продаже. Морское ведомство открыло нам свои магазины, чем мы и воспользовались.

Через несколько дней на судне побывал и покровитель экспедиции — президент Академии наук великий князь Константин Константинович. Перед самым отплытием в Академии наук состоялось заседание под его председательством, на котором присутствовали Толль, Коломейцев и Колчак.

Ход экспедиции. Первая навигация

Участники экспедиции на «Заре»

8 июня 1900 года путешественники отчалили от пристани на Неве . Командир шхуны Коломейцев под восторженные крики провожавших (в основном родных полярников и представителей научной общественности) и звуки оркестров провожающих «Зарю» судов искусно прошёл мимо множества других кораблей, лодок, вельботов, не прибегая к помощи буксира . Судно взяло курс на Кронштадт , где экспедицию встречал главный командир порта и военный губернатор города адмирал С. О. Макаров , пригласивший Толля на обед. Макаров в дружеской беседе поделился с Толлем своим опытом и дал ряд ценных советов. «Кронштадтский вестник» позже писал, что С. О. Макаров, в числе прочего, заметил, что из-за своего мягкого характера Толль окажется в походе «в качестве буфера между офицерами, учёными и командой». Затем Макаров с супругой посетили «Зарю» и на ней проводили экспедицию до выхода на рейд. В Кронштадте на борт был догружён уголь высшего качества, хронометры и взрывчатые вещества; для команды были закуплены книги, театральные пьесы.

Первая небольшая поломка случилась ещё в водах Финского залива. Её исправлением занялись в Ревеле . Здесь же Толль сошёл с судна, переправился через залив и поездом отправился в Кристианию , где решил ещё раз посоветоваться с Нансеном . Далее руководитель экспедиции выехал в Берген , куда уже подошла «Заря», и вновь взошёл на борт «Зари». Отсюда и до выхода из норвежских шхер близ Тромсё судно вёл специально нанятый лоцман. Здесь на борт было догружено доставленное от Нансена гидрологическое и гидрохимическое оборудование, приборы для измерения направления и скорости течения, батометры Тимченко, глубоководные термометры, а также 1500 пудов сушёной рыбы для собак и 50 т угля. В Тромсё около недели было потеряно в связи с ожиданием запаздывавших из Англии угольных брикетов . За это время один из матросов — Малыгин — на берегу устроил пьяный дебош и оказался в полицейском участке. Матроса решили списать на берег в первом же русском порту. Другой матрос Алексей Семяшкин заразился в Норвегии для погрузки угля.

Экспедицию встречали сотрудники зоологической станции с крупнейшим гидробиологом России Николаем Михайловичем Книповичем , членом комиссии по организации Русской полярной экспедиции. Учёный передал путешественникам ихтиологическое оборудование и карты глубин ряда морских акваторий и предложил желающим выйти на судне научно-промысловой экспедиции Книповича «Андрей Первозванный» в море для производства гидрологических и зоологических работ, чем и воспользовались Толль, Колчак и Бируля.

Во время этой стоянки в связи с поведением на берегу матросов, отмечавших списание двух своих коллег на берег, между Толлем и Коломейцевым произошла первая крупная стычка: Коломейцев в сердцах заявил Толлю, что в повиновении команду можно удержать лишь при помощи телесных наказаний (уже давно отменённых на флоте) — отношения учёного-гуманиста и строевого офицера не сложились изначально. Они ссорились ещё в Петербурге из-за разграничения обязанностей (Коломейцев пытался получить у президента точную инструкцию о своих полномочиях, но успеха не имел). Непонимание возникло также сразу после постановки вопроса о том, под каким флагом должна идти в поход «Заря»: под гражданским трёхцветным , либо военным Андреевским . Проблема была психологического порядка: Толль не учёл, что офицер, назначенный командиром судна, согласно Морскому уставу будет считать себя командиром, капитаном и требовать соответствующего к себе отношения со стороны пассажиров. Толль же видел в судне лишь транспортное средство, а его командир был для начальника экспедиции лишь «разновидностью извозчика», которому полагается везти туда, куда указывает пассажир. При этом «извозчик» запрещал Толлю заходить в рубку, считая, что у того «чёрный глаз» и с судном постоянно что-то случается при его появлении. В результате конфликта Толль заявил о списании Коломейцева с судна, а тот — о своём нежелании дальше работать в экспедиции и передаче своих обязанностей Матисену . Колчак, также относившийся весьма требовательно к команде и редко бывавший довольным её дисциплиной, попытался уговорить противников помириться, однако его усилия себя не оправдали. Тогда лейтенант пошёл к Толлю и попросил списать его на берег вместе с Коломейцевым. Экспедиция, однако, не могла продолжаться только с одним офицером, отношение Толля к ультиматуму Колчака осталось неизвестным. К утру следующего дня Вальтер и Зееберг смогли помирить двух руководителей экспедиции, хотя примирение выглядело непрочным в силу слишком большой разницы в характерах «впечатлительного и нервного Толля» и «грубоватого и далёкого от науки Коломейцева». Руководитель экспедиции, в отличие от офицеров, был одинаково ровен как со своими ближайшими коллегами, так и с командой, своим примером старался способствовать согласию между кают-компанией и кубриком. Утром на борт приняли 60 ездовых собак с двумя каюрами — Петром Стрижёвым и Степаном Расторгуевым , взятыми в экспедицию вместо списанных матросов. В обстановке конфликта начальника экспедиции и командира «Зари» проходила вся первая половина экспедиции.

18 июля после обеда и погрузки 60 ездовых собак, доставленных из Сибири, на судно, получившее после погрузки угля осадку в 18½ футов, путешественники покинули Екатерининскую гавань — поморское селение , которое послужило точкой старта для их броска к Земле Санникова.

На следующий день гидрограф Колчак, выполнявший весь комплекс гидрологических исследований, и зоолог Бируля, занимавшийся биологической программой, провели первую гидролого-зоологическую станцию . В работе Колчаку помогали боцман Бегичев и матрос Югорский Шар . Однако шхуна, получившая повреждение при встрече со льдом после прохождения Колгуева, не пришла, и Толль принял решение её не дожидаться и как можно скорее обогнуть самую северную точку Евразии мыс Челюскин , что, по расчётам, позволяло экспедиции зазимовать на восточном Таймыре — наименее изученной территории на всём Северном морском пути . В крайнем случае, если до конца навигации мыс пройти не успевали, оставался вариант зимовки на гораздо более изученном западном Таймыре. Однако, как писал впоследствии А. В. Колчак , «этот случай подтверждал известие, полученное в Тромсё от промышленников, что в этом году Ледовитый океан по состоянию льда крайне неблагоприятен для плавания».

Пролив Югорский Шар был почти свободен ото льда, что только укрепило Толля в принятом решении, и в этот же день, 25 июля, судно вышло в Карское море . Однако уже к вечеру на пути стали всё чаще попадаться поля битого льда. На следующий день корабль попал в ледовую ловушку, выбраться из которой оказалось очень непросто, несмотря на то, что «Заря» показала себя очень прочным и манёвренным судном. Путешественники были вынуждены отклоняться от маршрута всё сильнее на юг, обходить поля льда. Вскоре мореплавателям открылся вид на полуостров Ямал .

30 июля увидели на горизонте очертания Кузькина острова . У острова Диксон решили сделать 3-дневную остановку для отдыха и чистки котлов судна. На острове путешественников встретила стая непуганых белых медведей, на которых охотникам удалось поохотиться и сделать впрок запасы провизии.

5 августа мореплаватели взяли курс в направлении Таймырского полуострова . Приходилось забираться всё севернее, ледовая обстановка становилась труднее с каждым днём. С приближением к Таймыру плыть в открытом море стало невозможно.

Борьба со льдами приняла изнурительный характер. Двигаться удавалось исключительно по шхерам, однако плавание по неглубоким и совершенно не исследованным проливам среди шхер Минина было ещё труднее: несколько раз «Заря» садилась на мель или оказывалась запертой в бухте или фьорде, согласно известной лекции и призыву адмирала Макарова. Приглядевшись сквозь туман к далёкому пурпурному огоньку,

В течение сентября Колчак несколько раз совершал поездки на катере к ледяному барьеру, осматривал и изучал лёд, но никаких признаков какой-либо возможности скорого продолжения движения дальше не появлялось. Первая часть экспедиции подошла к концу.

Продолжение смотрите на сайте: Для Продвинутых - Флотоводцы - Э.В. Толь. Часть II

Источник - Википедия

Эдуард Васильевич Толль
Род деятельности: Геолог, путешественник
ата рождения: 2 (14) марта 1858
Место рождения: Ревель, Эстляндская губерния, Российская империя
Гражданство: Российская империя
Дата смерти: 1902 г
Место смерти: Восточно-Сибирское море?
Супруга: Эммелина Вилькон

Барон Эдуард Васильевич Толль (нем. Eduard Gustav von Toll; 2 марта 1858, Ревель - 1902, пропал без вести) - русский геолог, арктический исследователь.

Из дворянского рода остзейских немцев, барон. Родился в городе Ревеле (ныне Таллин в Эстонии). Там же окончил школу. Семья после смерти отца в 1872 году перебралась в город Дерпт (ныне Тарту), где Эдуард поступил в Дерптский университет (ныне Тартуский университет) на естественно-исторический факультет. Изучал минералогию, геологию, ботанику, зоологию, медицину. Первая экспедиция проходила у берегов Северной Африки. В Алжире и на Балеарских островах он изучал фауну, флору, геологию. Вернувшись в Дерпт, защитил кандидатскую диссертацию по зоологии, был оставлен при университете. Труды Толля привлекли внимание знаменитого учёного-полярника А. А. Бунге . Он пригласил Толля в экспедицию на Новосибирские острова. В марте - апреле 1885 года, проделав по реке Яна около 400 километров, Толль прибыл в Верхоянск. Собрав много ценных материалов, вернулся в с. Казачье в Усть-Янском улусе и через пролив Лаптева перебрался на Новосибирские острова . Оказавшись на севере Котельного острова, километрах в 150-200 он увидел (или ему показалось, что увидел) неизвестную землю. Толль был уверен, что это - легендарная земля Санникова . Экспедиция завершилась в декабре 1886 года. 28 января 1887 года путешественники прибыли в Санкт-Петербург. Было составлено геологическое описание Новосибирских островов, собраны обширные коллекции ископаемых животных и растений - две с половиной тысячи экспонатов. В 1889 году он женился на Эммелине Вилькон , вышла в свет его книга, в Вене на IX Международной географической конференции он познакомился и подружился с Фритьофом Нансеном . В 1893 году, Толль возглавил новую экспедицию. На берегу Восточно-Сибирского моря в районе мыса Святой Нос производил раскопки мамонта, на Восточно-Сибирских островах, выполняя просьбу Нансена, устраивал продовольственные склады на случай гибели готовившегося к трёхлетнему плаванию нансеновского «Фрама» . На севере Сибири описывал Хараулахский, Чекановского и Прончищева хребты, нанёс на карту Анабарскую губу, изучил Хатангинскую губу и низовья реки Анабар. Производя маршрутные съёмки, исправлял и уточнял географические карты того времени. Основной же задачей экспедиции было найти останки мамонтов на реке Анабар, произвести там геологическое исследование.

Экспедиция на шхуне «Заря»
Шхуна «Заря» во время зимовки, 1902 год В 1899 Толль приступил к организации новой экспедиции, целью которой было изучение морских течений в Карском и Восточно-Сибирском морях Северного Ледовитого океана, исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики, а в случае удачи - открытие «большого материка» («Арктиды», Земли Санникова), в существование которого Толль свято верил. 21 июня 1900 года «Заря» снялась с якоря в Санкт-Петербурге. Летом 1901 года экспедиция обследовала Таймыр . В мае 1902 года начинается подготовка санно-шлюпочного перехода на остров Беннетта (один из островов Де-Лонга) и 5 июля 1902 года Толль покинул «Зарю» в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и зверопромышленников Василия Горохова и Николая Дьяконова. Планировалось, что «Заря» подойдет к острову Беннетта два месяца спустя. 13 июля партия Э.Толля на собачьих упряжках достигла мыса Высокого на острове Новая Сибирь. 3 августа на байдарах они достигли острова Беннетта. Из-за тяжелой ледовой обстановки «Заря» не смогла подойти к острову Беннетта в назначенный срок и получила серьёзные повреждения, сделавшие невозможным дальнейшее плавание. В сентябре 1902 года капитан шхуны лейтенант Матисен был вынужден увести судно в бухту Тикси и выбросить на мель.

Поиск Толля
В 1903 году поисковая экспедиция под руководством Колчака обнаружила место стоянки Толля на острове Беннетта, его дневники и другие материалы. Известно, что группа Толля, не дождавшись «Зари», приняла решение самостоятельно двигаться на юг в сторону континента, однако дальнейшие следы этих четырёх человек поныне не обнаружены. Дневник Толля, согласно завещанию, был передан его вдове. Эммелина Толль издала дневник мужа в 1909 году в Берлине. В СССР в сильно урезанном виде он вышел в переводе с немецкого в 1959 году.

Память
На полярной станции острова Котельный имеется мемориальная доска: Эдуард Васильевич Толль вступил впервые на Ново-Сибирские острова 2 мая 1886 г., погиб во время работ Русской полярной экспедиции в 1902 г. вместе со своими доблестными спутниками Ф. Г. Зеебергом, Н. Дьяконовым и В. Гороховым. Академия наук СССР Якутская АССР Лето 1928 г.

Сочинения

Toll, Eduard V. Die russische Polarfahrt der Sarja 1900/02. Aus den hinterlassenen Tagebuchern / Hrsg. v. Emmy von Toll. Berlin, 1909. 635 pp. 1 portr., 4 plts & 47 text-ills.
Толль Э. В. Плавание на яхте «Заря» / Пер. с нем. М.: Географгиз, 1959. 340 с.

Литература

Врангель Ф. Ф. Русская полярная экспедиция // Записки по гидрографии. - 1900. - В. XXII. - С. 111.
Катин-Ярцев В. Н. На Крайний Север. В Русской полярной экспедиции барона Э. В. Толля // Мир Божий. - 1904. - № 2 Ч. 2. - С. 93.
Коломейцев Н. Н. Русская полярная экспедиция под начальством барона Толля // Известия Императорского Русского географического общества. - В. 3. - Т. XXXVIII.
Матисен Ф. А. Краткий обзор плавания яхты Русской полярной экспедиции «Заря» в навигацию 1901 г. // Известия Императорской Академии наук. - 1902. - Т. 16. - № 5.
Колчак А. В. Последняя экспедиция на остров Беннетта, снаряженная Императорской Академией Наук для поисков барона Толля // Известия Императорского Русского Географического Общества. - СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1906. - В. 2. - Т. 42. Виттенбург П. В. Жизнь и научная деятельность Э. В. Толля. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1960.
Бурлак В. Н. Сквозь «дым Млечного Пути» // Бурлак В. Н. Хождение к морям студеным. - М.: АиФ Принт, 2004. - ISBN 5-94736-053-5.

Погиб во льдах около острова Беннетта в 1902 г.

"На протяжении всей своей деятельности Э.В.Толль проявлял себя как истинный патриот своей Родины, он может служить образцом мужества и героизма", - так высоко отмечены заслуги барона Толля устами одного из наиболее выдающихся геологов и географов, путешественников и писателей - Владимиром Афанасьевичем Обручевым. Литературное творчество Обручева-писателя было во многом и напрямую навеяно глубокой верой Толля в существование "Земли Санникова".

Эдуард Васильевич Толль родился 2 (14) марта 1858 г. в г. Таллине (тогда - Ревель) в прибалтийско-немецкой интеллигентной семье, несмотря на баронский титул ее главы, не имевшей значительного достатка, Эдуард учился в местной школе. После смерти отца, переступившего уже за 70-летний возраст, в 1872 г. с матерью переехал в г. Дерпт (Юрьев, ныне - Тарту). Проживание в знаменитом университетском городе предопределило жизненную судьбу любознательного юноши как ученого. В 1878 г. Толль поступил в Юрьевский университет на естественно-исторический факультет, где были еще живы традиции знаменитого исследователя Арктики и Сибири А.Ф.Миддендорфа. Толль упорно изучал геологию, минералогию, увлекался медициной, не пренебрегая и историей, в 1879-1882 годах включился в основательное изучение зоологии, затем биологии. Выпускник известного университета был широко образованным специалистом естественно-научного профиля.

Э.Толль был включен в состав научной экспедиции своего бывшего учителя зоологии профессора Макса Брауна по Средиземному морю. По берегам Алжира и Балеарских островов он изучал фауну, знакомился с геологическими отложениями, набирался опыта исследователя и знаний. По возвращении в Юрьев защитил кандидатскую диссертацию по зоологии и был оставлен при университете. Расширял знания в зоологии, но не забывал и о геологии, чем привлек внимание директора геологического музея академика Императорской академии наук, участника двух экспедиций в Сибирь Ф.Б.Шмидта.

Открывая недра Яны

В середине 80-х годов готовилась экспедиция в Восточную Сибирь, на Новосибирские острова. Весной 1884 г. Толль получил от ее руководителя А.А.Бунге приглашение фактически стать его помощником. Толлю надлежало прежде всего вести геологические исследования берегов реки Яны в верхнем ее течении. Отбыли Бунге и Толль в двухгодичную экспедицию 6 марта 1885 года, 30 апреля прибыли в Верхоянск, который стал исходным пунктом путешествия. К 1 июня Толль, проделав путь в 390 километров вниз по Яне, вернулся в город. Новый этап путешествия ученый проделывал уже на лошадях, на сей раз - по притоку Яны Дулгалаху, на юго-запад, до его истоков. Оттуда Толль через хребет Яндибуль проследовал до другого притока Яны - Бытынтая. Затем обследовал обрыв на левом берегу реки Холбуй, где в 1877 г. был найден труп древнего носорога. Толль за 38 дней прошел пешком 1500 километров, собрав большую научную коллекцию.

30 июня Толль присоединился к Бунге, к этому времени также обследовавшему другой район бассейна Яны. Вместе они на лодке проплыли вниз по течению до села Казачье, исследуя на пути геологическое строение берегов. В октябре вернулись в Казачье на зимовку и стали готовиться к путешествию на Новосибирские острова - целый архипелаг, площадью около 38 тыс. квадратных километров. Острова эти были мало исследованными, хотя уже была открыта и северная их группа, названная по имени Де-Лонга.

Курс - в океан. Ледовитый

С наступлением светлых дней нового 1886 года Толль 21 апреля отправился на двух нартах к Чай-Поварне - северной оконечности материка. Отсюда 1 мая с якутом С.Корякиным и проводником И.Боярским он проследовал по льду через пролив Дмитрия Лаптева на остров Большой Ляховский. Так Толль впервые вступил на Новосибирские острова, приступив к их исследованию. Он изучал разрезы южного берега, загадочный "каменный лед" и его обнажения. Вскоре на остров прибыл Бунге. Они обменялись результатами исследований, обсудили план действий. Вновь разделились на две группы, теперь уже на полгода. Толль на упряжках перебрался через о. Малый Бельковский на о. Котельный и в основном обследовал его, затем - о. Фаддеевский, а позднее - Новую Сибирь. Выяснял движение льда, его структуру. На Новой Сибири обнаружил пласты бурого угля. Песчаную область Котельного он назвал Землей Бунге.

В середине августа Толль выехал на север Котельного, надеясь увидеть оттуда легендарную Землю Санникова. И вот что мы читаем в записях Толля: "При совершенно чистом горизонте мы ясно увидели в направлении на северо-восток 14-180 контуры четырех столовых гор, которые к востоку соединялись между собой понижением". Толль счел, что эта земля находится в 150-200 километрах, чуть ли не "рукой подать". Надежда и страсть открыть Землю Санникова, ступить на нее возросли еще сильнее. Он с ними не распрощался до конца своих дней.

Лучшие дня

Толль вплоть до начала ноября 1886 г. продолжал обследовать просторы Котельного и Ляховского. Хребет на север от Балыктаха он назвал именем Шмидта.

В декабре они вместе с Бунге послали телеграмму в Академию наук: "Экспедиция окончена благополучно. Осмотрены все пять островов, особенно Новая Сибирь Толлем. Все участники здоровы. Научная добыча богата. Якутск - Киренск. Бунге, Толль".

28 января 1887 г. Толль прибыл со всем научным материалом в Петербург. Он преодолел 12 тысяч километров пути, из которых 8 тысяч - на санях и пешком.

Земля Санникова должна быть нашей!

Э.В.Толль получил известность в кругах специалистов и научной общественности. Он был зачислен хранителем минералогического музея Петербургской Императорской академии наук. Занялся обработкой собранного геологического материала. Получил девятимесячную научную командировку за границу. Летом 1889 года Эдуард Толль женился на Эммелине Вилькон, ставшей его большой любовью и добрым другом. Толль заявил о себе и в печати - вышла в свет его книга по результатам экспедиции. Однако от переутомления, влияния последствий экспедиции он заболел неврастенией, расстройством речи и не смог принять предложение Академии наук по руководству экспедицией по исследованию рек Анабара и Хатанги. Выздоровев, он выступил на IX Международной географической конференции в Вене, где встретился с молодым, но уже очень известным норвежским полярным исследователем Фритьофом Нансеном, который в 1888 г. первым пересек Гренландию на лыжах и намеревался совершить путешествие по российской Антарктиде. Беседа их была долгой, полезной и приятной.

Вскоре Академией наук была намечена на 1893-94 годы новая полярная экспедиция. Толль принял предложение ее возглавить. Главной целью для ученых ставился поиск останков мамонтов на реке Анабар и ее геологическое исследование. Хотя целых трупов мамонтов обнаружить не удалось, экспедиция была признана удачной.

Вскоре Э.В.Толль познакомился и близко сошелся с С.О.Макаровым, океанографом, флотоводцем, вице-адмиралом, совершившим два кругосветных путешествия. Они обсуждали различные вопросы, в том числе об Арктике. Толль принял предложение адмирала об участии в экспедиции на ледоколе "Ермак" под руководством Макарова в качестве геолога. Экспедиция должна была плыть к архипелагу Шпицбергена и обследовать его, но поломка винта ледокола заставила Толля вернуться в российскую столицу.

В июне 1899-го он был срочно вызван в Академию наук и в конце года официально назначен начальником Русской полярной экспедиции Императорской академии наук. Главными целями этой его последней экспедиции были открытие гипотетической Земли Санникова, исследование ее, а также продолжение изучения Арктики, северного российского побережья и Новосибирских островов, работы по прокладыванию Северного морского пути.

биография Э.Толля
роман 05.12.2007 08:45:50

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Эдуа#769;рд Васи#769;льевич Толль (2(14) марта 1858, Ревель, - 1902), русский геолог, арктический исследователь.
Из дворянского рода остзейских немцев, имел титул барона. Родился в г. Ревель (ныне Таллин). Там же окончил школу. Семья после смерти отца в 1872 году перебралась в г. Дерпт (Тарту), где Эдуард поступил в университет на естественно-исторический факультет. Изучал минералогию, геологию, ботанику, зоологию, медицину.
Первая экспедиция проходила у берегов Северной Африки. В Алжире и на Балеарских островах он изучал фауну, флору, геологию. Вернувшись в Дерпт, защитил кандидатскую диссертацию по зоологии, был оставлен при университете.
Труды Толля привлекли внимание знаменитого учёного-полярника А. А. Бунге. Он пригласил Толля в экспедицию на Новосибирские острова. В марте - апреле 1885 года, проделав по реке Яна около 400 километров, Толль прибыл в Верхоянск. Собрав много ценных материалов, вернулся в с. Казачье и через пролив Лаптева перебрался на Новосибирские острова.
Оказавшись на севере Котельного острова, километрах в 150-200 он увидел (или ему показалось, что увидел) неизвестную землю. Толль был уверен, что это - легендарная земля Санникова. Экспедиция завершилась в декабре 1886 года.
28 января 1887 года путешественники прибыли в Петербург. Было составлено геологическое описание Новосибирских островов, собраны обширные коллекции ископаемых животных и растений - две с половиной тысячи экспонатов.
В 1889 году он женился на Эммелине Вилькон, вышла в свет его книга, в Вене на IX Международной географической конференции он познакомился и подружился с Фритьофом Нансеном.
В 1893 году, Толль возглавил новую экспедицию. На берегу Восточно-Сибирского моря в районе мыса Святой Нос производил раскопки мамонта, на Восточно-Сибирских островах, выполняя просьбу Нансена, устраивал продовольственные склады на случай гибели готовившегося к трёхлетнему плаванию нансеновского «Фрама». На севере Сибири описывал Хараулахский, Чекановского и Прончищева хребты, нанёс на карту Анабарскую губу, изучил Хатангинскую губу и низовья реки Анабар. Производя маршрутные съёмки, исправлял и уточнял географические карты того времени. Основной же задачей экспедиции было найти останки мамонтов на реке Анабар, произвести там геологическое исследование.
В 1899 Толль пригласил А. В. Колчака гидрологом в экспедицию на шхуне «Заря», целью которой было изучение морских течений в Карском и Восточно-Сибирском морях Северного Ледовитого океана, а также исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики, а в случае удачи - открытие «большого материка» («Арктиды», Земли Санникова), в существование которого Толль свято верил.
21 июня 1900 года моторно-парусная «Заря» вышла из Петербурга. В этой экспедиции Колчак провёл два года и две тяжёлые зимовки. Весной 1902 года, когда Толль отправился дальше на север, Колчак был командирован в Петербург с тем, чтобы доставить в столицу уже собранные исследователями материалы. На следующий год Колчаку пришлось возглавить новую экспедицию, снаряжённую для поисков пропавшего во льдах Толля и его спутников. Колчаку удалось обнаружить место последней стоянки Толля, его дневники и другие материалы пропавшей экспедиции.
Дневник Толля, согласно его завещанию, был передан его жене (вдове). Эммелина Толль издала дневник мужа в 1909 году в Берлине. В СССР в сильно урезанном виде он вышел в переводе с немецкого в 1959 году.