Таксы на авиабилеты, что это? Сервисные сборы по железнодорожным билетам Сервисный сбор за продажу билетов.

В наш век перелеты на воздушном лайнере стали вполне привычным делом. Практически каждый человек летает на самолете хотя бы один раз в год, поэтому внешний вид авиабилетов тоже знаком каждому. Но вот правильное чтение билетов доступно далеко не всем. Многих беспокоит непонимание того, что такое таксы и сборы в авиабилетах. Так что же это такое на самом деле?

Авиабилеты: из чего складывается цена?

Известно, что перелеты - это недешевое удовольствие. Даже частые акции и скидки на авиабилеты не могут сделать цену на них максимально доступной для большей части населения. В некоторых случаях непродолжительный перелет может стоить больших денег. От чего зависят цены на авиабилет? Почему так разнится стоимость перелета, оформленного в кассе и через интернет? Давайте разберемся во всем по порядку.

Итак, в первую очередь из каких нюансов складывается цена на авиабилет? Согласно правилам авиаперевозок, стоимость можно разделить на три составляющих:

  • тариф;
  • такса;
  • сбор.

По некоторым направлениям последние две составляющих могут превышать тариф, указанный в авиабилете. Перед тем как понять, что такое такса в авиабилете и сборы, необходимо выяснить, где лучше покупать билет.

Почему цены в авиабилетах по одному маршруту отличаются между собой?

Каждый путешественник сам выбирает, где ему удобнее покупать авиабилет, но все же разница цен временами бывает существенной. От чего зависит этот ценовой разбег?

Все просто. Некоторые интернет-сайты в рекламных целях не указывают в авиабилете сборы и таксы. Клиент видит только цену с учетом тарифа, а она во многих случаях не сильно высока. Поэтому авиабилет с удовольствием покупается, и только при регистрации путешественник узнает, что ему необходимо доплатить. Это, естественно, вызывает шоковую реакцию. А некоторые пассажиры сдают билеты и отказываются от перелета.

В авиакассах цена указывается с учетом всех дополнительных сборов. Этот окончательный вариант не потребует никаких доплат. Единственный нюанс, который отворачивает от этого способа многих клиентов - за оформление билета, взимаемый непосредственно в кассах.

Конечно, мы не агитируем вас отказаться от интернет-покупок авиабилетов в пользу касс. Главное - будьте внимательны при покупке и перед оплатой обязательно проверьте все тарифы и сборы, указанные в маршрутной квитанции.

Откуда взялись дополнительные сборы за перелет?

Чтобы понять, что такое такса в авиабилете, расскажем вам о причинах появления дополнительных сборов за перелеты. Возникли эти нежданные расходы не так уж и давно. Двенадцать лет назад самый крупный британский авиаперевозчик решил ввести Объяснением послужило резкое поднятие цен на топливо, авиакомпания таким образом нивелировала свои возможные убытки.

В дальнейшем появились новые сборы и дополнительные налоги. В настоящий момент многие сборы выставляются в зависимости от решения руководства аэропорта и компании-перевозчика.

Таксы, указанные в авиабилетах, зависят напрямую от авиаперевозчика. С помощью этих денег покрываются различные расходы компании. Даже зная эту информацию, вы никогда не сможете узнать достоверно, что такое такса в авиабилете. Это загадочное слово включает в себя массу расходов:

  • оплата работы сотрудников компании;
  • стоимость бумажного бланка маршрутной квитанции;
  • стоимость бронирования и т. д.

Многие неопытные путешественники задают вопросы на сайтах авиакомпаний. Что такое таксы в авиабилетах S7? Что означают таксы в билетах "Аэрофлота"? Думаем, теперь эти проблемы не будут вас мучить. Ведь схема формирования таксы одинакова во всех компаниях. Можно быть уверенным, что любая фраза, к примеру, о проблемах внутри авиакомпании, будет тем фактором, что означает: таксы в авиабилетах скоро однозначно поднимутся. Потому что именно за счет пассажиров руководство компаний покрывает свои убытки.

Откуда берутся сборы в авиабилетах?

Итак, что такое такса в авиабилете, вы уже узнали. Теперь необходимо выяснить происхождение сборов, указанных в Если таксы покрывают расходы авиакомпаний, то сборы устанавливаются сугубо аэропортами. Они могут быть весьма различными:

  • топливный сбор;
  • сбор за безопасность;
  • сбор за вылет и т. д.

Данная статья расходов не идентична для каждого аэропорта. Одни взимают оплату за таможенную службу, а другие могут назначить сбор за эксплуатацию взлетно-посадочной полосы. То есть каждый аэропорт в мире имеет свой перечень сборов. Когда вы указываете точку на карте, куда вы отправляетесь на отдых, компьютерная программа автоматически приплюсовывает к вашему тарифу определенные сборы аэропорта.

Чтобы окончательная стоимость авиабилета не стала для вас сюрпризом у стойки регистрации на рейс, всегда учитывайте дополнительные расходы, выраженные в сборах и таксах. Только в этом случае любой авиаперелет превратится в приятное путешествие.

  • за наличный расчет в кассу Исполнителя
  • путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя

Сервисные сборы:

  1. Стоимость железнодорожных билетов определяется на день оформления (продажи) билетов через терминалы АСУ "Экспресс" и складывается из тарифов и сборов, установленных правилами системы продажи железнодорожных билетов ОАО "РЖД".
  2. Сервисный сбор за совершение операции продажи одного железнодорожного билета, т.е. одного оформленного места, составляет 200-280 руб.
  3. За совершение операций возврата ж/д билета, производимых по желанию пассажира, не по вине ОАО "РЖД" или сотрудников компании "Экипаж", взимается сервисный сбор в размере 200-250 руб.
  4. Стоимость сервисного сбора действительна и одинаковы для: всех типов поездов, всех типов вагонов, всех видов тарифов, в том числе групповых; всех направлений; пассажиров всех возрастов, кроме детей до 5-ти лет, следующих без места.

Примите к сведению, что:

  • Железнодорожные билеты не бронируются и выписываются в момент взятия мест.
  • При сдаче железнодорожных билетов ВСЕГДА налагаются штрафы.

Формы оплаты железнодорожных билетов

При покупке железнодорожных билетов оплата может быть произведена:

  • за наличный расчет в кассу ЗАО "Экипаж"
  • путем перечисления денежных средств на расчетный счет ЗАО "Экипаж" (только при условии заключения договора)

Вопрос стоимости авиабилетов интересует большинство авиапассажиров. Почему на один и тот же рейс в один день можно купить дешевый авиабилет, а в другой день – значительно дороже? Почему в разных авиакассах стоимость билетов может отличаться? Давайте же разберемся, какие факторы влияют на стоимость билетов на самолет и имеет ли смысл часами сидеть в интернете в поисках самых дешевых авиабилетов.

Стоимость билетов на самолет складывается из следующих составляющих: тарифы, топливные сборы, таксы и сборы агентств.

Тариф авиабилетов

Тариф – это и есть та сумма, которую получает авиакомпания за то, что предоставила вам услугу перевозки . Это база, от которой в основном и зависит цена билета. На одном и том же направлении у разных авиакомпаний тарифы могут различаться. Тариф определяется политикой авиакомпании, зависящей от многих факторов: наполняемости рейса, наличии конкуренции на данном направлении, сезонности рейсов и т.д. Тариф – это фиксированная сумма и она не меняется ни от даты вылета, ни от наполняемости самолета пассажирами, ни от каких-то других причин. Тариф может измениться в следующих случаях:

  • Если только авиакомпания сама изменила тарифы. Иногда авиакомпании изменяют тарифы в зависимости от сезона или наличия конкурентов на каком-то направлении полетов;
  • Если тариф привязан к иностранной валюте. При изменении курса валюты по отношению к рублю, стоимость авиабилетов меняется.

Иногда на сайтах авиакомпаний и агентств публикуется не полная стоимость авиабилетов, а только тариф, что вводит в заблуждение пассажиров, принимающих решение купить авиабилет.

Обрадованный покупатель начинает оформлять свою поездку и только в конце выписки билета вдруг выясняется, что на самом деле к тарифу добавляются сборы и полная стоимость билета существенно выше. Тем не менее, часто встречается ситуация, когда два сидящих рядом пассажира приобрели авиабилеты по совершенно разной стоимости. Почему же так получается? Дело в том, что есть несколько видов тарифов.

Тарифы первого класса

Самый дорогой тариф – это тариф первого класса. Этот тариф применяется только на длительных международных рейсах и обслуживание пассажиров, купивших авиабилет первого класса, отличается невероятным уровнем комфорта. Раскладывающиеся кресла, в которых можно лежать, бар, видео, интернет, возможность отгородиться от остальных пассажиров, большой выбор блюд и напитков в меню и многие другие приятные дополнения. Например, на рейсах авиакомпании “Эмирейтс” пассажирам первого класса доступны душевые кабинки, зона отдыха с баром и изысканными напитками, персональный автомобиль для встречи пассажира в аэропорту.

Тарифы бизнес класса

Бизнес класс присутствует на большинстве самолетов всех авиакомпаний, исключая небольшие по размерам модели авиалайнеров, где конструктивно невозможно организовать отдельный салон бизнес класса. Также салон бизнес класса может отсутствовать на бортах низкобюджетных авиакомпаний (лоу-костеров). Стоимость авиабилетов бизнес класса выше, чем эконом, но при этом пассажирам предоставляется дополнительный уровень комфорта: отдельный салон, более удобное расположение кресел, возможность провезти бесплатно дополнительное место багажа, расширенное меню питания.

Тарифы эконом класса

Эконом класс - самый бюджетный вариант авиапутешествия. Это именно тот класс обслуживания, который использует большинство из нас. Эконом класс разделяется на подклассы, которых может быть до десяти, в зависимости от авиакомпании. Разницы в обслуживании и комфорте между этими подклассами практически нет . Два сидящих рядом пассажира могут лететь по разным видам экономического класса с совершенно различной стоимостью авиабилетов.

Существует миф, который гласит о том, что чем раньше вы приобретете авиабилет, тем дешевле он будет стоить. На самом деле, стоимость билетов не меняется, просто дешевые билеты продаются быстрее всего.

Чем отличаются тарифы эконом класса?

Тарифы эконом класса отличаются правилами возврата и обмена авиабилетов . Чем дешевле вы купили авиабилет, тем больший сбор авиакомпания возьмет за его возврат. И, соответственно, чем по более дорогому тарифу куплен авиабилет, тем меньшую сумму вы потеряете, если по каким-то причинам будете вынуждены его вернуть. Именно с разницей тарифов эконом класса связана разная цена авиабилетов. Количество билетов по каждому тарифу строго ограниченно.

Поэтому может возникнуть следующая ситуация: вы узнаете в авиакассе стоимость билета на самолет и через пару дней хотите приобрести его по этой цене. Но вдруг выясняется, что авиабилеты на ваш рейс уже подорожали – более дешевые билеты уже все раскупили. Если при этом вы ограничены в средствах, то придется искать билеты на более позднее вылета, где еще сохранились в продаже более дешевые авиабилеты.

Сейчас некоторые авиакомпании внедряют новую тарифную сетку. В одном и том же подклассе эконом класса можно купить билеты по разной стоимости:

  • По более высокой стоимости, возвратный тариф с багажом
  • По низкой стоимости, невозвратный билет без багажа.
Разница составляет порядка 1-2 тысяч рублей. Такую тарифную сетку уже внедрили авиакомпании S7 (Сибирь), ЮТэйр, Уральские авиалинии и многие другие перевозчики.

Помимо "классовых" тарифы бывают, например, сезонными. Также авиакомпания может устанавливать ограничения по применению тарифа для определенных рейсов или дней недели.

Кроме того, существуют различные спецтарифы - субсидированные (для определенных категорий граждан - молодежи, пенсионеров, людей с ограниченными возможностями), тарифы для военных, групповые тарифы и т.д.

Топливный сбор (такса YQ)

Таксы и сборы – это издержки авиакомпании, которые она перекладывает на наши пассажирские плечи. Хотя таксу YQ принято называть топливным сбором, это не совсем так. Помимо оплаты топлива для самолета, в него чаще всего входят и другие сборы: аэронавигационные услуги диспетчерских служб, сборы за обслуживание самолета в аэропорту, сборы за обслуживание и безопасность пассажиров и многие другие.

Другие сборы

Достаточно часто авиакомпании берут также отдельный сбор за оформление авиабилета . Например, сбор за оформление билета авиакомпании ЭйрБалтик составляет 15 евро, вне зависимости, покупаете ли вы его на сайте компании или в авиакассе. Если вы приобретаете не электронный билет, а билет на стандартном бланке авиакомпании, то чаще всего будет взиматься сбор за бланк 200-300 рублей. В настоящее время большинство авиакомпаний уже отказались от оформления бумажных бланков авиабилетов. Существуют также сборы систем бронирования , через которые централизованно продаются авиабилеты многих авиакомпаний. Кроме этого, существуют сборы за полет над территорией другого государства , за вылет рейса из аэропорта другого государства. В связи с этим авиабилет по направлению, предположим, Москва – Париж будет немного дешевле, чем билет этой же авиакомпании по направлению Париж – Москва.

Все таксы и сборы являются неотъемлемой частью общей стоимости авиабилетов.

Стоимость авиабилетов при полете с пересадками

Предположим, есть два варианта путешествия в Париж: прямым рейсом Москва-Париж или рейсом с пересадкой Москва-Дюссельдорф-Париж. Какой выбрать? Часто цена авиабилетов на полет с пересадкой дешевле прямого рейса. Но полет с пересадкой не всегда удобен: стыковка может оказаться долгой, и Вам придется провести много часов в аэропорту. Или, наоборот, пересадка будет слишком короткой, а это риск - можно опоздать на второй рейс. Поэтому взвесте все за и противи выберите наилучший для Вас вариант.

Полеты туда/обратно

Если вы покупаете авиабилет туда и обратно сразу, то иногда применяются пониженные тарифы: такой билет будет стоить немного дешевле, чем отдельно билет туда и отдельно обратно. При этом у многих авиакомпаний существует правило: для того, чтобы был применен пониженный тариф, вы должны находиться в точке прилета/вылета не менее 12 часов. Скидки при покупке билета туда-обратно применяются в основном на международных направлениях.

Остановки по маршруту (стоповеры)

Если вы летите с пересадкой и останавливаетесь в пункте пересадки более, чем на сутки, стоимость авиабилета немного увеличивается.

Сборы агентств

Достаточно часто агентства по продаже авиабилетов берут дополнительный сервисный сбор за свои услуги. Как правило, это небольшая сумма в пределах 100 – 200 рублей. Сервисные сборы могут быть фиксированные или отличаться в зависимости от авиакомпании, направления полета и других факторов. Достаточно часто и сами авиакомпании также взимает сбор за продажу авиабилетов при покупке в ее собственной авиакассе или на ее сайте. Пример: авиакомпания ЭйрБалтик взимает сбор 15 евро при покупке билета на ее сайте. При покупке авиабилета этой компании в кассе стороннего агентства также взимается сбор в 15 евро, но оформляется при этом отдельной квитанцией. Авиакомпания Аэрофлот взимает сервисный сбор в размере 800 рублей за продажу всех билетов в своих собственных авиакассах. Покупка авиабилета в кассе авиакомпании не всегда гарантирует продажу авиабилетов без агентского сбора. Если в кассе одной авиакомпании вы покупаете билет другой авиакомпании, вполне возможно, что с вас также возьмут стоимость сервисного сбора. При покупке авиабилетов в агентстве существует вероятность покупки билетов определенных авиакомпаний без сборов и комиссий, если агентство работает напрямую с этими авиакомпаниями и у них установлено программное обеспечение для бронирования этих авиакомпаний.

Билет на самолёт можно купить в авиакассе, авиакомпании, турагентстве или на сайте онлайн-агентства, которое занимается продажей билетов. Кроме того, в интернете есть сайты-агрегаторы, где можно выбрать подходящий билет, а потом купить его в онлайн-агентстве. — один из таких агрегаторов.

Перед тем как купить билет, нужно определиться, что вам важнее — сэкономить деньги, вылетать и прилетать в удобное время или, например, путешествовать с комфортом.

Из чего складывается цена на авиабилет

Окончательная цена авиабилета — это тариф, сборы аэропорта и сервисные сборы компании, которая продаёт билет.

Тариф — это стоимость перевозки. Вы платите за то, что вас везут, например, из Рима в Лондон экономклассом и в полёте кормят обедом.

Сборы аэропорта включают:
  • деньги за взлёт, приземление и обслуживание самолёта, которые авиакомпания платит аэропорту;
  • топливный сбор;
  • местные налоги и другие сборы (например, за прохождение таможни и иммиграционного контроля).

Сервисный сбор — это плата за оформление билета. Он зависит от коммерческой политики продавца. При возврате авиабилета сервисный сбор обычно не возвращается.

Размер сборов может устанавливать аэропорт, местные власти или правительство принимающих стран. Нередко сборы превышают стоимость перевозки — особенно если речь идёт о дешёвых тарифах. Например, билет до Стокгольма и обратно без скидок может стоить 35 000 рублей и ещё 5 000 сборов. На распродаже тариф такого же билета может быть в десять раз меньше, а сборы останутся такими же.

Имейте в виду, что компании, продающие авиабилеты, не всегда указывают на сайте окончательную стоимость. Поэтому перед покупкой нужно внимательно прочитать условия продажи.

В чём разница между экономическим, бизнес- и первым классом

На один и тот же рейс авиакомпании могут предлагать несколько категорий билетов. Основные категории — это экономический, бизнес- и первый классы. От классов зависит тип обслуживания при перелёте. Они отличаются друг от друга условиями и местом размещения в самолёте, а также набором стандартных услуг. Бизнес- и первый классы есть не во всех самолётах.

Экономкласс

Билеты экономического класса — самые доступные по цене. Экономкласс занимает большую часть салона. Удобства и набор услуг зависят от перевозчика и типа самолёта. Кресла в экономклассе обычно стоят вплотную друг к другу, расстояние между рядами небольшое. Каждое кресло оборудовано откидным столиком. Во время длительных перелётов пассажирам могут выдаваться пледы, беруши, наушники и набор для гигиены.

Питание зависит от авиакомпании и продолжительности полёта. Как правило, это ланчбокс с закусками и, возможно, горячим блюдом. Если вы летите недалеко, вам, скорее всего, предложат только прохладительные напитки, чай и кофе. Если вы регистрируетесь онлайн , места в экономклассе, как правило, можно забронировать заранее.

Многие авиакомпании продают несколько вариантов билетов в экономкласс — они различаются стоимостью и условиями перелёта. Обычно от цены зависит, придётся ли дополнительно платить за багаж, можно ли обменять или вернуть билет, сколько бонусных миль начислят за перелёт, будет ли возможность выбрать место при регистрации. Иногда более дорогие билеты позволяют занять более комфортные кресла в салоне.

Бизнес-класс

Салон бизнес-класса небольшой и расположен в передней части самолёта, сразу за кабиной экипажа. Кресла здесь шире, чем в экономе, и стоят на некотором расстоянии друг от друга. Часто для пассажиров бизнес-класса предусмотрен отдельный туалет.

Меню в бизнес-классе приближено к ресторанному. Часто на сайте перевозчика можно заранее выбрать тип питания, например, вегетарианские или диетические блюда. Еду подают в фарфоровой и стеклянной посуде, а приборы металлические (пассажиры экономкласса едят из одноразовой посуды).

Кроме того, пассажирам бизнес-класса на протяжении всего полёта предлагают прохладительные и алкогольные напитки, холодные закуски и свежую прессу. В аэропортах для таких пассажиров предусмотрены отдельные залы отдыха.

Билеты бизнес-класса дают преимущества и вне самолёта. Например, пассажиры могут бесплатно перевозить больше багажа и ручной клади, чем в экономклассе. А при возврате или обмене билетов штрафы для бизнес-класса, как правило, минимальные.

Первый класс

Первый класс — это максимальный уровень комфорта. Пассажирские кресла раскладываются полностью, каждое из них превращается в полноценную кровать, в меню — обширный выбор блюд и напитков. Пассажиры первого класса проходят регистрацию первыми, а после ожидают самолёт в отдельных залах. Стоят такие билеты в несколько раз больше билетов экономкласса. Например, эконом до Сан-Франциско может обойтись в 40 000 рублей, а билеты первого класса на тот же рейс стоят почти 200 000.

Бывает, что авиакомпании предлагают билеты других, промежуточных классов — например, улучшенный эконом или премиум-эконом. Обычно это всего лишь маркетинговый ход: разница в условиях может быть минимальной, а в цене — весьма существенной.

Сотрудник компании ездил в командировку и через турагентство купил авиабилеты. Оплатил наличкой. Принес документы: акт оказанных услуг (в акте указаны две строчки: сам авиабилет и сервисный сбор - услуги агентства). В акте выделен НДС (и по авиабилету (ставка 10%), и по услугам (ставка 18%)). Счета-фактуры нет. Также есть электронный авиабилет и посадочный талон. Приложен чек ККМ. Акт оказанных услуг выписан на имя сотрудника и со стороны заказчика в акте стоит подпись сотрудника. 1. Вправе ли компания принять НДС к вычету по сервисному сбору - услугам агентства? или всеже нужен счет-фактура на имя компании? По авиабилету мы понимаем, что НДС к вычету возьмем на основании БСО - электронного билета. Но в билете не указаны услуги агентства 2. Вправе ли компания принять в расходы затраты по оплате сотрудником сервисного сбора - услуги агентства на основании акта, который выписан на имя сотрудника, и чека ККМ? В акте указаны как сам авиабилет и отдельной строчкой сервисный сбор.

1. НДС с сервисного сбора можно сразу принять к вычету только на основании счета-фактуры, выставленного агентством .

п. 1 ст. 172 НК РФ бланки строгой отчетности (п. 18 раздела II приложения 4 к , , МНС России , .

Сервисные сборы, уплачиваемые посреднику при приобретении билетов и не входящие в тариф на перевозку, не могут быть признаны в качестве расходов на командировки, поэтому более безопасно без счет- фактуры НДС к вычету по сервисному сбору не принимать.

2. Можно.

Сервисные сборы, уплачиваемые агентству при приобретении билетов и не входящие в тариф на перевозку можно признать в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ). Как суммы комиссионных сборов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги) по договорам поручения, комиссии, агентским и иным договорам. Но только при условии, что затраты обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ письме УФНС России по г. Москве от 1 июля 2010 г. № 16-15/069225@ .

Обоснование

Как учесть при налогообложении расходы на проезд в командировку транспортом общего пользования. Организация применяет общую систему налогообложения

Налог на прибыль

Документально подтвержденные расходы, связанные с проездом сотрудника до места командировки и обратно, включите в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Документальным подтверждением могут служить проездные билеты, бланки строгой отчетности, кассовые чеки и т. д. При этом вид общественного транспорта (самолет, поезд и т. д.) и уровень обслуживания в нем (бизнес-класс, вагоны повышенной комфортности и др.) не важны.

НДС

Если расходы на проезд учитываются при расчете налога на прибыль, входной НДС по ним можно принять к вычету ().

При наличной оплате расходов на проезд основанием для вычета являются бланки строгой отчетности (проездные билеты, квитанции за пользование постельными принадлежностями в поезде). Сумма налога в них должна быть выделена отдельной строкой.

Если билеты выписаны на иностранном языке, то для целей применения вычета по НДС реквизиты, необходимые для вычета (например, наименование продавца и покупателя, наименование и стоимость оказанных услуг, налоговая ставка и сумма НДС), должны быть переведены на русский язык. Перевода иной информации, не относящейся к вычету входного налога (например, правил перевозки багажа, условий применения тарифов), не требуется. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 1 октября 2013 г. № 03-07-15/40623 , от 10 апреля 2013 г. № 03-07/11/11867 и ФНС России от 17 октября 2013 г. № ЕД-4-3/18593 . Конкретных правил, как должен быть оформлен перевод, законодательство не устанавливает. Целесообразно сделать перевод нужных строк билета на отдельном листке и приложить его к билету. Перевести документ на русский язык может как профессиональный переводчик, так и сотрудник организации, владеющий иностранным языком (письма Минфина России от 22 марта 2010 г. № 03-03-06/1/168 , от 3 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/725 ,от 14 сентября 2009 г. № 03-03-05/170). Заверять перевод нотариально не требуется.

Для принятия НДС к вычету проездные документы с выделенной суммой налога нужно зарегистрировать в книге покупок (п. 18 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 , письма Минфина России от 3 декабря 2013 г. № 03-07-11/52565 , от 21 сентября 2012 г. № 03-07-11/393).

Принять НДС к вычету можно только в том налоговом периоде, в котором проездные документы включены сотрудником в авансовый отчет по командировке (письмо Минфина России от 20 мая 2008 г. № 03-07-11/197).

Вычет НДС со стоимости электронных авиа- и ж/д билетов зависит от правильности оформления БСО

Вычет со стоимости ж/д билета отражается на основании контрольного купона, а не счета-фактуры, даже если билеты продает посредник

Вычет НДС со стоимости железнодорожного билета организация заявляет на основании контрольного купона электронного проездного документа. У компаний возникают сложности с регистрацией таких билетов в книге покупок из-за того, что часто они приобретаются через специализированные транспортные агентства. Посредники счета-фактуры не выписывают.

Вычет со стоимости билета заявляют, когда произошла перевозка, то есть сотрудник воспользовался билетом

В книге покупок контрольный купон электронного железнодорожного билета регистрируется следующим образом:

Все просто, если компания заранее оплатила билет по безналичному расчету и вдобавок получила счет-фактуру. На практике же сотрудники зачастую покупают билеты сами, в кассах за наличный расчет. Соответственно, перевозчик может и не выделить в самом билете или чеке НДС. А регистрировать в книге покупок бланки строгой отчетности, в которых сумма налога не выделена отдельной строкой, нельзя. Об этом сказано в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 . Согласны с такой позицией и чиновники (письмо Минфина России от 23 декабря 2009 г. № 03-07-11/323).

Осторожно!

Если НДС в билете не выделен отдельной строкой, то принимать к вычету налог по нему опасно.

Если вы приобрели билет через агентство, то возможно, что оно выставит вам счет-фактуру и выделит НДС и по своим услугам, и по стоимости билета. Стоимость услуг такого агентства можно отнести на расходы в тот момент, когда вы получите билеты. Так как услуги посредника оказаны полностью.

В этот же момент можно принять к вычету и НДС по этим услугам. А вот на НДС со стоимости билета это не распространяется. Если налог не выделен отдельной строкой в билете, к вычету его принять опять же нельзя. По той причине, что агент не может выставлять счета-фактуры от имени перевозчика. А следовательно, и выделять за него НДС в документах. Это уточнил Минфин России в своем письме от 12 октября 2010 г. № 03-07-09/45 .

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие документы кроме счета-фактуры и УПД могут быть основанием для вычета входного НДС

Авиа- и железнодорожные билеты и другие бланки строгой отчетности, в которых сумма налога выделена отдельной строкой, тоже могут быть основанием для вычетов. Когда они подтверждают командировочные расходы на проезд или на наем жилья . Такое указание есть в статьи 171 и пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Использование кассовых чеков для подтверждения права на вычет НДС по другим расходам спорно. Подробнее об этом см.:

  • Как отразить в бухучете и при налогообложении приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо. Организация применяет общую систему налогообложения ;
  • Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение ГСМ за наличные .

Сергея Разгулина , действительного государственного советника РФ 3-го класса

Можно ли принять к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным через подотчетное лицо, если счет-фактура отсутствует

Нет, нельзя.

По общему правилу получить вычет НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным через подотчетное лицо, можно только на основании счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ). Единственное исключение из этого правила – командировочные расходы в виде оплаты проезда и найма жилья. При оплате сотрудником таких затрат основанием для вычета входного НДС могут быть не счета-фактуры, а бланки строгой отчетности (п. 18 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Иных особенностей для вычета НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным подотчетными лицами, в налоговом законодательстве не предусмотрено. Следовательно, в остальных случаях принять к вычету НДС, оплаченный сотрудником, при отсутствии счета-фактуры нельзя. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 августа 2010 г. № 03-07-11/335 , от 9 марта 2010 г. № 03-07-11/51 , МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15 , от 10 октября 2003 г. № 03-1-08/2963/11-АЛ268 .

В сфере розничной торговли и услуг, оказываемых непосредственно населению, обязанность по выставлению счетов-фактур считается выполненной при выдаче покупателю других документов, в том числе кассовых чеков (п. 1 ст. 172 , НК РФ). Однако, по мнению контролирующих ведомств, это правило не распространяется на покупку товаров (работ, услуг) подотчетными лицами с целью их дальнейшего использования в предпринимательской деятельности организации и предъявления к вычету «входного» НДС. Следовательно, при приобретении товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо считать кассовый чек аналогом счета-фактуры и принимать на его основании НДС к вычету организация не вправе ( , письма).

Продавец, который выдает покупателю кассовый чек, полностью выполняет требования статьи 168 Налогового кодекса РФ. И если в этом чеке указана сумма НДС, у покупателя есть право на вычет. Ведь счет-фактура не является единственным документом для предоставления вычетов по НДС. Правильность данного подхода подтверждают судьи (см., например, п. 5 определения Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О , от 22 апреля 2009 г. № А56-29646/2007 , от 14 ноября 2007 г. № А56-33572/2006 , Московского округа от 20 августа 2007 г. № КА-А40/7956-07). Более того, некоторые суды признают правомерным вычет по НДС даже по тем кассовым чекам, в которых сумма налога отдельной строкой не выделена (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2007 г. № Ф04-6361/2007(38155-А46-14) , Уральского округа от 2 августа 2007 г. № Ф09-6013/07-С2).

Учет сервисных сборов, не включенных в тариф

Фабрика заказывает железнодорожные билеты для командируемых сотрудников через посредников. За эти услуги она уплачивает им комиссионные (сервисные) сборы, не входящие в тариф на перевозку. Можно ли их включить в состав расходов на командировку в налоговом учете?

Отвечает Е.В. ЛИМАНСКАЯ,
эксперт журнала «Учет в производстве»

Нет, комиссионные (сервисные) сборы, уплачиваемые посреднику при приобретении билетов и не входящие в тариф на перевозку, не могут быть признаны для целей исчисления налога на прибыль в качестве расходов на командировки. Поскольку они не указаны в подпункте 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Однако это не значит, что суммы вовсе признать нельзя.

Рассматриваемые затраты можно признать в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ). Как суммы комиссионных сборов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги) по договорам поручения, комиссии, агентским и иным договорам. Но только при условии, что затраты обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Например, посредническим договором и документами об оплате таких услуг. Аналогичное мнение высказано в