Речные круизы европы. Современное состояние круизного туризма и его тенденции Речные круизы Европы

На сегодняшний день известно, что использование судов для пассажирских путешествий началось примерно в XIX веке, а конкретнее в Англии в 1835 году. Именно там был организован первый вид прогулочных маршрутов от Британии к Исландии. Через некоторое время, увидев колоссальную прибыль от таких рейсов, авторы идеи решили создать судовладельческую компанию. И в 1900 году для отдыхающих было представлено судно, которое оказывало туристам свои услуги круглый год, и совершало путешествие в Англию и США.

Первоначально слово круиз расшифровывалось, как именно морской вид путешествия. Но со временем, этот бизнес растет и прогрессирует. Поэтому сегодняшние туроператоры готовы предоставить вам и круизы по водам рек, и даже в поездах.

Обычно для круизов использовали большие лайнеры, теплоходы, но в последнее время стало не редкостью встретить круизный паром, а то и небольшую парусную яхту. Правда, рассчитана она на меньшее количество людей, но компания из 10 человек с легкостью сможет тут отдохнуть. Все эти судна обязательно оборудованы всеми необходимыми благами цивилизации.

Морские круизные туры

Любая туристическая компания с уверенностью подтвердит, что большой популярностью сейчас пользуются именно морские круизы. Ведь круизный корабль совмещает в себе многие пожелания туриста, и он становится временным жителем такого себе городка на море.

Для удобства отдыхающих, на борту располагаются, как и самые необходимые удобства, в виде комфортабельно оборудованных кают, с туалетом, душем и холодильником, так и дополнительные развлечения для проживающих. Такими можно назвать и наличие нескольких ресторанов и кафе, кинотеатры, казино, библиотеки, тренажерные и спортивные залы и многое другое.

Благодаря такому туру путешественник может посетить несколько стран, при этом в перерывах между высадкой на сушу, наслаждаться отдыхом возле бассейна, нежась под лучами знойного солнца, а вечером проводить отдых в шикарном ресторане или на шумной дискотеке.

На многих сайтах туроператоров представлено разнообразие туров по Европе, из США и Австралии, а для любителей «Востока» имеются даже туры по Азии. Поэтому, обратившись в агентство, вы сможете подобрать себе именно тот отдых, о котором давно мечтали.

Речные круизные туры

Речные круизные туры имеют маршрут, следующий по рекам, озерам и прочим водным артериям, а также могут быть в одном направлении или следовать по кольцу. При этом, речной круиз можно разделить на два основных туристических направления: специальный туристический круиз по заранее спланированному маршруту, и экскурсионно-прогулочные путешествия, занимающие по времени максимум 24 часа и, зачастую, производящиеся внутри города либо недалеко за его пределы.

Такой вид туристического бизнеса очень популярный во многих европейских странах, богатых внутренними реками и каналами. Круизные компании обычно используют суда премиум и люкс класса. Лайнер такого класса в основном многопалубный, и оборудован каютами, как одноместными, так и для нескольких человек. Все каюты обязательно классифицируют по уровню комфорта и распределяются по категориям. Также на борту на протяжении всего отдыха для туристов работают кафе, фитнес центры, площадки для отдыха и даже магазины.

А во время высадки на сушу путешественникам также предоставляются экскурсионные прогулки с посещением магазинов, основной целью которых является знакомство с городами, их историей и бытом.

Особенности круизных туров

Основной особенностью круизных туров однозначно может являться сама специфика путешествия. Ведь турист практически находится в 4-5-звездочном отеле со всеми положенными услугами, с предоставлением полноценного питания и комфортабельного отдыха у бассейнов лайнера, но при этом находится в постоянном движении по водам рек или морей и посещает разные города и страны в целях ознакомления с местными достопримечательностями.

Круизные туры последнее время стали использовать не только семейные пары и молодежные компании для отдыха, но и деловые компании для проведения среди своих сотрудников семинаров или презентаций. Это поднимает боевой дух коллектива и способствует увеличению работоспособности.

Некоторым может показаться, что стоимость на такие туры слегка завышена. Но если сопоставить один такой круиз с несколькими турами по странам Европы, включая проживание, питание, посещение экскурсионных прогулок и отдых, то, в целом, цена на круизный тур будет гораздо заманчивей. Да и само путешествие по воде гораздо интереснее обычного проживания в отеле.

Круизные туры по России

Страна Россия просто в изобилии наполнена различными реками и озерами, протекающими через великие города. Поэтому тут так популярны экскурсионные туры именно на кораблях, ведь такое путешествие никак не сравнимо с путешествием на автобусе или обычным проживание в гостинице и вылазкой по достопримечательным местам.

Наиболее популярны маршруты из Москвы в Санкт-Петербург, ведь при этом посещаются достаточно большое количество памятных мест и городов. Чаще всего, при посещении иностранными туристами таких круизов, компании предоставляют более комфортабельные 4-палубные теплоходы. И российским туристам попасть на борт такого судна довольно не просто, лишь в случае нехватки мест для полного заполнения рейса. При этом обязательно акцентируется внимание на том, что публика на борту иностранного происхождения.

Для наших же, не особо разбалованных туристов, пускаются в рейс 2-3-х палубные судна, которые, для улучшения качества обслуживания и проживания, модернизировались и усовершенствовались. Такие теплоходы рассчитаны только для россиян и курсируют по многим городам России, преимущественно в ее европейской части.

Также в России совершаются круизы и по морям, есть возможность выплыть в горячие воды Черного или Азовского моря, или же посетить северные моря России. Например, тур по Белому моря, с заходом на Соловецкие острова и прогулкой по известному монастырю.

Круизный туризм

Перевозки людей водным транспортом известны с глубокой древности. Наибольшего расцвета морские и речные путешествия достигли в Средние века. Основоположниками морских экспедиций в эпоху Средневековья были ирландские монахи. Признанным мореходом VI в. по традиции считается св. Брендан – покровитель Ирландии. О его странствиях сложены саги. Плавание св. Брендана было одним из первых, которое указало европейцам путь на запад через океан. Огромную роль в развитии морских путешествий сыграли жители Скандинавского полуострова и полуострова Ютландия. Во Франции их называли норманнами. У норманнов были прекрасные суда типа река-море, но они не превышали 30 м в длину и 4 м в ширину. Дальнейшее развитие водных перевозок связано с морскими экспедициями в Новое время. Великие географические открытия, новые торговые морские пути – все эти факторы привели к появлению на карте мира крупных морских держав – Испании, Португалии, Голландии, чье могущество основывалось на водном транспорте. Изобретение парохода (американский изобретатель Роберт Фултон, 1807 г.) дало небывалый толчок развитию морского и речного водного транспорта.

Современный водный транспорт в зависимости от сферы обслуживания подразделяется на морской и речной. Водные суда, относящиеся к морскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Под международным морским сообщением понимают перевозки пассажиров и грузов за пределы и из-за пределов страны; к дальним перевозкам относятся рейсы между портами одной страны при пребывании морских судов в открытом море; каботажные рейсы осуществляются вдоль побережья между портами без выхода в открытое море. Суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям, к которым относятся реки, озера, крупные водохранилища, каналы.

В конце ХХ в. круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся сектором туристской индустрии. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма – рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.

Из книги Слабости сильного пола. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

ТУРИЗМ Турист - это бродяга с деньгами. «Пшекруй» * * * Туризм - лучший отдых, но отдых лучше туризма. Народная мудрость * * * Турист: человек, измученный цивилизацией и вымещающий свои страдания на природе. А. Карабчиевский * * * Ах, как хочется вернуться к природе! - с

Из книги Специальные виды туризма автора Бабкин А В

Глава 2 Религиозный туризм 2.1. Определение и разновидности религиозного туризма Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТУ) автора БСЭ

Глава 3 Религиозный туризм в христианстве Христианство – самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая около 2 млрд человек (почти каждый третий житель Земли является христианином). Христианство включает в себя два основных направления:

Из книги Настоящий джентльмен. Правила современного этикета для мужчин автора Вос Елена

Глава 4 Религиозный туризм в исламе Религиозный туризм мусульман имеет ярко выраженную паломническую составляющую. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священные города – Мекку и Медину. Характерная черта – резкий

Из книги Алтай. Путешествие по Катуни автора Злобина Татьяна

Глава 5 Религиозный туризм в буддизме Буддизм является старейшей из трех мировых религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По

Из книги Рига. Ближний Запад, или Правда и мифы о русской Европе автора Евдокимов Алексей Геннадьевич

Глава 6 Деловой туризм 6.1. География бизнес-поездок Ежегодно в мире совершается свыше 100 млн бизнес-поездок. Их территориальное распределение характеризуется крайней неравномерностью. Большая часть туристов со служебными целями направляется в Европу. В структуре

Из книги автора

Глава 7 Лечебно-оздоровительный туризм 7.1. Наука курортология Лечебно-оздоровительный туризм предусматривает перемещение резидентов и нерезидентов в пределах государственных границ и за пределы государственных границ на срок не менее 20 ч и не более 6 мес. в

Из книги автора

Глава 8 Экологический туризм 8.1. Предпосылки зарождения экологического туризма Ведущая среди основных причин зарождения экологического туризма – это усиливающаяся из-за массовости туризма нагрузка на природные и культурно-исторические ресурсы. Эта нагрузка

Из книги автора

Глава 9 Событийный туризм Событийный туризм – направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное. Основная цель поездки приурочена к какому-либо событию. Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях планеты,

Из книги автора

Глава 10 Горнолыжный туризм 10.1. История развития горнолыжного туризма С начала 1930-х гг. открылась новая эра в развитии горных лыж – они становятся популярным видом массового отдыха и туризма. «Горнолыжный бум» был вызван появлением канатных дорог – подъемников. Где

Из книги автора

Глава 11 Экстремальный туризм 11.1. Понятие об экстремальном туризме В последнее время активно развивается приключенческий туризм – вид туризма, который объединяет все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе, имеющие целью получение

Из книги автора

Из книги автора

Туризм Не стоит забывать о правилах вежливости во время путешествия. В поездке нам часто приходится сталкиваться с национальными и религиозными особенностями людей из разных стран, согласовывать действия с попутчиками и общаться с незнакомыми людьми.Отправляясь в

Из книги автора

«ЗЕЛЕНЫЙ» ТУРИЗМ (сельский туризм) В селе Чепош с 1997 г. работает туристическое агентство «Зеленый дом», целью деятельности которого является развитие сельского туризма. Под сельским туризмом понимается прием городских гостей в крестьянской усадьбе и предоставление им

Из книги автора

Глава 12. Месяц в деревне. Сельский туризм В маленькой Латвии по-настоящему интересных городов немного, а большой лишь один – столица. Но при всех достоинствах Риги туристический потенциал ее не безграничен. Поэтому надеяться остается на село. В конце концов, крестьянские

Из книги автора

Глава 14. Туризм и эмиграция. В Латвию навсегда Жить или не жить? Когда Юрий Лужков, отставленный с поста московского мэра, обратил по примеру множества опальных россиян взгляд на Европу, первым делом он попросил вид на жительство в Латвии. Аргументировал свое право на

В данном разделе мы поговорим о морском и речном транспорте. Но для начала давайте дадим определение понятию транспорт. Транспорт (от лат. trans -- «через» и portare -- «нести») -- совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.

Нередко под термином «транспорт» подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.

Морской и речной транспорт всегда был важной областью народного хозяйства. Эти виды транспорта не только выполняли задачи по своевременному обеспечению иных отраслей хозяйства необходимыми товарами, продукцией и т. п, но и всегда были прибыльными, поскольку вносили в государственный бюджет не только национальную, но и заграничную валюту. Эффективность деятельности этой области экономики в значительной мере зависит от уровня управления ею. Поэтому в зависимости от состояния экономики и политической ситуации управление вышеуказанными отраслями транспорта всегда было достаточно динамичным [Волков Ю.Ф., 2003, c.157].

Морской транспорт играет важную роль в транспортной системе России (о его значении говорит тот факт, что протяженность морских границ России - 44 300 км (общая протяженность - 58 600 км)). Oн по многим технико-экономическим показателям превосходит другие виды транспорта: морские перевозки на большие расстояния более дешевые; морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой единичной грузоподъемностью, а морские пути - практически неограниченной пропускной способностью; удельная энергоемкость перевозок невелика. В то же время зависимость морского транспорта от природных условий (особенно в условиях замерзания морской акватории), необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в России.

Сегодня в мире морской транспорт переживает счастливый период подъема. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые морские и океанские маршруты. Наибольшей популярностью водные путешествия пользуются в США, Великобритании и Германии. Спрос на круизные плавания отмечается во Франции, Италии, Швейцарии и в других странах.

По всему миру насчитывается несколько десятков специализированных круизных компаний, эксплуатирующих от 1-2 до 15-20 пассажирских судов. Большая часть операторов круизов объединена в профессиональную международную ассоциацию - Cruise Line International Association (CLIA). Она осуществляет координацию круизного бизнеса в международном плане. За последние годы изменился имидж круиза как турпродукта. Теплоход превратился в плавучий отель, где царит атмосфера развлечений и праздника. Благодаря проведению интенсивных рекламных кампаний привлекательность круизов возросла среди всех слоев населения Морские круизы - один из наиболее комфортабельных, а поэтому и наиболее дорогих видов отдыха. Цены же на российские водные путешествия в три, пять раз ниже общемировых, благодаря более низкой фрахтовой ставке судов и более дешевому сервису. По этой причине конкуренция наотечественном круизном рынке существует только между «своими» турфирмами и почти отсутствует с иностранными.

Теперь поговорим о речном транспорте и речных круизах. Внутренний водный транспорт (он же - речной) относится к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в Европейской части России), либо в слабо освоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-восток страны).

Внутренний речной транспорт располагается в основном в течениях больших рек, главное требование, к которым - судоходность.[Осипова О.Я., 2006, с.85]

Сегодня речной транспорт переживает счастливый период. Вырос круизный флот, разрабатываются все новые и новые маршруты.

Что касается речного транспорта, то в отличие от морского, речной менее подвержен влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.

На речном транспорте различают 2 формы организации флота: линейную и рейсовую. Линейная форма - регулярные перевозки пассажиров на определенных участках. Рейсовая - это такая форма, при которой флот не закрепляют за определенными участками, он не имеет постоянных пунктов отправления и назначения. Это бывает, как правило, на малых реках или там, где суда успевают сделать за навигацию по одному рейсу.

В последнее время приобрели огромную популярность речные круизы.

Они разнообразны по протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, спортивные, гастрономические круизы и т.д. Спрос на речные круизы повышается с каждым годом. Особым интересом пользуются кроткосрочные круизы до пяти дней. Это обусловлено тем, что большинство туристов предпочитают захватить в период поездки выходные дни, чтобы не пропускать рабочие. За это время туристы успевают посетить много мест, как бы ни разу не сменив гостиницы. Особенно привлекательны речные круизы для людей среднего и пожилого возраста: в отличие от морских путешествий земля видна все время, а морская болезнь отсутствует. [Биржаков М.Б.,2003, с.115]

И так, вывод можно сделать такой, что у круизов есть свои недостатки и достоинства. Например, высокий уровень комфорта и возможность совместить различные виды туризма - это, несомненно "большой плюс", а "минусом" здесь является: высокая стоимость круиза, низкая скорость передвижения и у некоторых людей "морская болезнь".

Основными потребителями на рынке морских и речных круизов являются люди с высоким уровнем дохода, по возрасту от 40 лет и чаще всего, путешествующие с семьей.

В отличие от морских, речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные виды туризма. Круизная индустрия как быстро развивающийся сектор туристской индустрии. Классификация морских круизных судов. Круизы по внутренним водным артериям (рекам, озерам, каналам). Особенности речных прогулок. Объемы перевозок туристов.

    реферат , добавлен 13.09.2014

    Правовые вопросы регулирования перевозок туристов морским и внутренним водным транспортом. Достоинства, недостатки и мотивация водных путешествий туристов. Круизный бизнес на мировом туристском рынке. Договорная документация теплоходного круиза, яхтинг.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Морские пути. Современные средства морских пассажирских перевозок. Линейные перевозки. Круизный туризм. Паромные линии и переправы через проливы. Парусные круизные суда. Круизы на старинных и традиционных парусных судах. Круизный яхтенный туризм.

    реферат , добавлен 03.06.2008

    Сущность морских круизов и путешествий с комплексным обслуживанием на борту судна. Туристический морской флот России; туристские, прогулочные, линейно-транспортные и специальные рейсы. Услуги на круизе, обязанности сторон при организации морских круизов.

    реферат , добавлен 18.07.2010

    Анализ рынка круизного туризма. История морских путешествий в РФ. Специфика их организации и проведения, проблемы и перспективы развития. Состояние морского транспорта в стране. Страхование круизов. Разработка тура, рекламные меры его продвижения.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2016

    Теоретические основы формирования отрасли круизного туризма. Виды круизов, характеристика и подбор судов. Анализ состояния данной сферы в Байкальском регионе. Основные проблемы организации и перспективы развития водных путешествий в Прибайкалье.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Путешествия по рекам и озерам относится к наиболее излюбленным способам отдыха в странах с развитыми внутренними водными системами. Преимущество круизов, осуществляемых пo внутренним водным артериям, над морскими круизами. Внутренний водный транспорт.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2008

    Возникновение и развитие туризма. Формирование и продвижение туров. Услуги размещения и питания в туризме. Классификация гостиниц, основные службы и их назначение. Автомобильные и железнодорожные перевозки. Морские, речные и авиационные путешествия.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

Виды круизного туризма

Морской круиз - путешествие обычно по замкнутому кругу с радиальными поездками из портов во внутренние районы стран.

В мире насчитывается более 150 морских круизных компаний - греческих, итальянских, испанских, американских, датских, норвежских. К наиболее известным перевозчикам в сфере морских круизов относятся Carnival Cruise Lines, Celebrate Cruises, Royal Caribbean International, Princess Cruises, Costa Cruises, Norwegian Cruise Lines. С каждым годом число круизных компаний увеличивается, так как увеличивается число туристов, проявляющих интерес к круизам. В 1980 г. насчитывалось 1,5 млн туристов морских круизов, в 1993 г. - 4,5 млн, в 1996 г. - 6,5 млн, в 2003 г. - 9 млн, в 2006 г. эта цифра достигла 12 млн туристов. С начала 1980 х гг. растет и количество круизных судов. В 1985 г. насчитывалось 120 морских круизных судов, в 1994 г. - 175, в 2003 г. - 327, а в 2012 г. количество морских круизных судов составило 628. Происходит не только количественный, но и качественный рост морских круизных перевозок и судов. Круизные суда, как и гостиницы, оцениваются по целому ряду критериев, после чего им присваивается определенное количество звезд. Используются следующие критерии: судно и его оснащение, состояние кают, питание, обслуживание, развлекательные программы, ассортимент дополнительных услуг на борту.

Морские круизные суда по качеству обслуживания и уровню комфорта классифицируются следующим образом:

Стандарт (2* 4*);

Премиум (5* 5*+);

Люкс (6*).

Для морских круизных судов также принята классификация по тоннажу (объем внутреннего пространства судна в гросс тоннах, 100 куб. футов составляет 1 гросс тонну):

Большие (свыше 60 тыс. гросс тонн);

Средние (до 60 тыс. гросс тонн);

Малые (до 25 тыс. гросс тонн).

В последнее время наметилась тенденция к строительству больших круизных судов. Самым большим круизным лайнером до последнего времени считался 1 палубный Harmony of the Seas, принадлежащий компании Royal Caribbean. Его водоизмещение составляет 142 тыс. т, количество пассажиров - 2200 туристов и 1180 членов экипажа. Уникальны размеры судна: 362 м в длину, 60 м в ширину. Особенностью этого лайнера является то, что впервые на борту корабля построены ледовый каток и настоящая улица променад под стеклянным куполом. В январе 2003 г. в Саутгемптоне был спущен на воду новый крупнейший океанский лайнер Queen Mary 2. Его водоизмещение составляет 150 тыс. т, высота от ватерлинии 70 м. Новый лайнер принял на борт 2620 туристов.

По продолжительности круизные маршруты классифицируются:

На краткосрочные (от нескольких часов до нескольких суток);

Среднесрочные (от 5 до 13 суток);

Долгосрочные (до 2 месяцев).

Каюты на морских круизных судах отличаются большим разнообразием по площади, интерьеру, набору удобств, что, естественно, отражается на цене.

Наиболее общая классификация кают:

Экономичные (каюты с искусственным освещением);

Стандартные (с окнами);

Премиум (с балконами).

В круизной компании Royal Caribbean принята своя классификация кают:

1) каюты класса люкс с видом на океан:

R - королевские апартаменты: отдельная спальня с двуспальной кроватью, индивидуальная веранда, душ, обычные удобства, гостиная с диваном, рояль, холодильник, мини бар, столовая;

A - "оунерс суит": кровать большого размера, индивидуальная веранда, отдельная гостиная с диваном, холодильник, мини бар;

АА - "роял фэмили суит": две спальни с кроватями, гостиная с диваном, индивидуальная веранда, холодильник, две ванные комнаты;

В - "гранд суит": две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник.

С - "супериор суит": две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник;

D - каюта "делюкс": две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник;

2) семейные каюты с видом на океан:

FF - каюты большого размера, расчитанные на размещение 6 человек;

3) каюты с видом на океан:

F, H, I - комфортабельные каюты, оборудованные двумя кроватями, с обычными удобствами, туалетом, телевизором, телефоном;

4) внутренние каюты:

K, L, M, N, O, P, Q - комфортабельные каюты, оборудованные двумя кроватями, с обычными удобствами, туалетом, телевизором, телефоном.

Важной особенностью круизных туров является организация развлечений на борту. На круизных кораблях работают различные клубы, приглашаются актеры для выступлений, проводятся шоу, действуют игорные клубы и казино. Как правило, круизный тур организован по системе "все включено", это распространяется на питание, пользование спортивными залами и инвентарем, развлекательную программу. Одним из преимуществ круизных туров является их безвизовость. Пассажиры могут находиться в портах и совершать экскурсии в течение 48- 72 часов без визы. Самый большой недостаток круизов - их довольно высокая цена. Но в последнее время появились бюджетные круизные компании.

Принята следующая ценовая классификация круизных маршрутов:

Экономичные (75 150 долл. на человека в сутки);

Классические (100- 200 долл. на человека в сутки);

Премиум (150- 400 долл. на человека в сутки);

Люкс (700 1000 долл. на человека в сутки);

Эксклюзивные (более 1000 долл. на человека в сутки).

Основные районы морских круизов - Карибский бассейн и Средиземное море. Главным преимуществом Карибского бассейна является то, что круизы можно проводить круглый год. Длительность круизных маршрутов колеблется от 3 дней до 2 недель, маршруты классифицируются по следующим направлениям: Западные Карибы, Восточные Карибы, Южные Карибы. Классические морские круизы - это Средиземное море. Круизные маршруты охватывают сразу несколько европейских стран - Испания, Франция, Италия, Греция - и стран Северной Африки - Марокко, Тунис, Египет. Большой популярностью пользуются круизы вдоль берегов Британии, Скандинавии и России. Некоторые круизные компании организуют кругосветные путешествия продолжительностью более 120- 140 дней.

В последние несколько лет стали популярны круизные маршруты к берегам Антарктиды и к Северному полюсу. "Ледовые" круизы осуществляются круглый год: летом маршруты пролегают в Арктику, зимой основное направление - Антарктида. Американская компания Quark Expedition организует круизы на российском ледоколе "Капитан Хлебников" по маршруту Шпицберген - Гренландия - Канада - Чукотка - Шпицберген. Стоимость "ледовых" круизов достаточно высокая - от 10 тыс. долл. до 18 тыс. долл., однако ежегодный спрос стабильно растет на 2 %, причем за счет российских туристов.

В последнее время большую популярность приобрели круизы на паромах как разновидность морских круизов. В основном из-за их краткосрочности и экономичности. Современные паромы, используемые в круизных целях, представляют собой многопалубные корабли. На российском рынке большим спросом пользуются путешествия на комфортабельных паромах компаний Viking Line, Silja Line, DFDS Seaways, Fjord Line, Smyril Line, Color Line, Superfast series. Несомненными лидерами спроса являются комфортабельные паромные круизы, осуществляемые на Балтийском море компаниями Silja Line и Viking Line. Причин тому несколько. Во-первых, географическое удобство порта отправления - Хельсинки. Сюда легко добраться из Москвы и Санкт Петербурга. Во-вторых, "компактность" круиза - в наиболее коротком варианте он занимает две ночи на корабле и один день в Стокгольме. Существует возможность выезда в этот круиз даже на week end. В то же время круиз может быть расширен за счет более длительного пребывания в Стокгольме и Хельсинки. В-третьих, на пароме можно проводить корпоративные мероприятия. В-четвертых, на борту паромов туристам предлагается широкий спектр развлечений: магазины беспошлинной торговли, дискотеки, рестораны по системе "все включено", бассейны и сауны. В- пятых, за короткий период туристы имеют возможность посетить столицы двух европейских государств. Продолжительность таких круизных маршрутов от 2 до 4 дней, включая посещение двух стран - Финляндии и Швеции. При размещении на паромах туристам предоставляются комфортабельные каюты различных категорий, рассчитанные на людей с разным доходом. Помимо Viking Line и Silja Line большим спросом пользуются круизы молодой компании "Суперфаст". В отличие от гигантских паромов Viking Line, Silja Line, вмещающих несколько тысяч туристов, суда компании "Суперфаст" берут на борт не более 600 пассажиров. При этом на любом из паромов работают магазины, несколько ресторанов, сауны, джакузи. Главное преимущество круизов "Суперфаст" - скорость. Паромы доставляют туристов из Финляндии в Германию за 21 час. Паромы компании "Суперфаст" идеально подходят для инсентив туров: здесь есть все необходимое не только для отдыха, но и для проведения семинаров.

Перевозка туристов морским транспортом регулируется правовыми актами международного и национального законодательства. При международных перевозках действуют договоры и конвенции, среди которых следует выделить Афинскую конвенцию о перевозке морем пассажиров и багажа, Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море, Международную конвенцию об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, Международную конвенцию о поиске и спасении на море. При перевозке туристов в российских территориальных водах действует Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

Также стали популярны морские круизы на небольших парусных яхтах. Существует две формы проката яхт: без экипажа (бербоут чартер) и с экипажем (тайм чартер). Для путешествий на яхтах при заходе в любой иностранный порт не требуется виза. Яхту принимают на сутки по так называемому паспорту судна, оформленному на хозяина судна или шкипера.

По статистике ВТО, ежегодный стабильный прирост туристов, использующих те или иные формы морских круизов, составляет 8 %.

Круизы по внутренним водным артериям (рекам, озерам, каналам) принято называть речными круизами. Путешествия по рекам и озерам наиболее развиты в государствах, богатых судоходными реками. Речные круизы могут проводиться в одном направлении или иметь кольцевой маршрут. Речные круизные маршруты в зависимости от условий перевозок, их продолжительности и протяженности, качества предоставляемых услуг подразделяются на транспортные, туристские, экскурсионно прогулочные. Транспортные маршруты обеспечивают транспортное сообщение между отдельными населенными пунктами и работают, как правило, по заранее опубликованному расписанию. Речные суда, эксплуатируемые на транспортных маршрутах, осуществляют транзитные (протяженностью более 400 км), местные (протяженностью менее 400 км), пригородные и внутригородские перевозки туристов. К транспортным маршрутам относятся также переправные и паромные линии. Туристские перевозки организуются по традиционным и специальным маршрутам продолжительностью более 24 часов. Экскурсионно прогулочные маршруты представляют собой перевозки экскурсантов продолжительностью менее 24 часов, как правило, это внутригородские и пригородные речные маршруты.

Речной круизный туризм в наибольшей степени развит в европейских странах (Франция, Германия, Румыния, Венгрия, Италия). Популярны круизные маршруты по Луаре, Рейну, Роне, Сене, Эльбе. Суда, применяемые на речных маршрутах в Европе, относятся к премиум классу. Голландская круизная компания Sea Cloud эксплуатирует два речных круизных судна класса "люкс". В России, как правило, эксплуатируются речные суда, построенные в 1980 е гг. Среди наиболее комфортабельных лайнеров следует выделить круизные суда, осуществляющие дальние перевозки, проектов 301 и 302. Теплоходы этих проектов, как правило, трех или четырехпалубные и оборудованы комфортабельными каютами, предназначенными для одноместного, двухместного, трехместного и четырехместного размещения. Принята классификация кают по категориям в зависимости от уровня комфорта. Уровень комфорта - это критерий из нескольких составляющих: количество и расположение мест в каюте, месторасположение каюты по длине и высоте судна, площадь и форма каюты, наличие удобств и санитарно технических помещений, вид освещения. На борту теплоходов к услугам туристов рестораны, кафе, бары, кинозал, магазины.

На речных круизных маршрутах в России также используются теплоходы проектов Q 040 ("Илья Репин", "Максим Горький"), Q 065 ("Сергей Есенин"), 92 016 ("Федор Шаляпин"), 305 ("Салават Юлаев"), 588 ("Михаил Кутузов"). Организаторами речных круизов выступают судовладельцы, пароходства, круизные туроператоры. Волжское речное пароходство осуществляет круизы по следующим маршрутам: Москва - Нижний Новгород - Москва (10 дней, с посещением городов Углич, Мышкин, Кострома, Плес, Муром), Москва - Плес - Москва (6 дней, с посещением городов Углич, Мышкин, Ярославль, Кострома). Московское речное пароходство осуществляет круизные маршруты Москва - Астрахань - Москва (20 дней), Москва - Санкт Петербург - Москва (13 дней), Москва - Ярославль - Москва (5 дней), Москва - Углич - Москва (3 дня). Большую популярность приобрели долгосрочные круизы по рекам Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амур. Продолжительность этих круизов в среднем 18 дней. Как правило, такие круизы комбинируются с наземными маршрутами. Например, круиз по Енисею комбинируется с перелетом к Северному полюсу. Во время круиза по Лене туристы знакомятся с жизнью якутских деревень и имеют возможность поохотиться.

Большой популярностью на российском рынке пользуются круизы по Нилу (Каир - Луксор, 3- 5 дней). Эти круизные маршруты комбинируются с рекреационным туром (отдых в Хургаде или Шарм эль Шейхе). Круизные суда, эксплуатируемые на маршрутах по Нилу, как правило категории "5*" или "люкс". Обслуживание на круизных судах осуществляется по системе "все включено", это распространяется на размещение, питание, экскурсионную программу.

Перевозки туристов на речных круизах в России регулируются Водным кодексом РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ. Положения этих правовых актов распространяются на все внутренние водные маршруты, порты и регулируют всю деятельность по организации речных круизов.

Особенности организации круизных путешествий

круизный туризм морской крым

Организацией морских и речных путешествий и круизов занимаются специализированные туристско-экскурсионные компании или бюро. В России большинство таких организаций созданы при пароходствах или судоходных коммерческих компаниях. Судоходная коммерческая компания «Балтийские линии» имеет в своей структуре тур. Бюро, занимающиеся въездным водным и международным туризмом, а также организацией авиационных перевозок российских туристов в Швецию.

Морскими и речными путешествиями занимаются и другие тур. бюро и агентства.

Морские и речные круизы осуществляются на местных (между портами одного государства) и международных (между портами различных государств) каботажных линиях.

На круизном судне или пароме есть специальное бюро (cashier desk), где пассажиры могут обменять валюту, уплатить по счету, заказать такси в пункте прибытия или транзита, заказать экскурсии, а также получить специальную кредитную карточку для обслуживания на теплоходе.

В каждой каюте вывешивается палубный план корабля с указанием всех помещений, проходов (в том числе аварийных), график-расписание движения судна с указанием пунктов стоянки, перечень услуг на судне, правила для пассажиров, порядок аварийной эвакуации и др. информация.

Багаж туристов, который не потребуется им в течение рейса, сдается в камеру хранения, остальной - считается каютным багажом.

По международным правилам на судне с численностью свыше 12 пассажиров должен быть судовой врач.