Подземелье гномов игра. Гномы — волшебники подземелья

Игры про гномов обычно связаны с копанием шахт, добычей минералов и отличным юмором, присущим этой забавной бородатой расе. Иногда попадаются и совсем необычные проекты – про космос, защиту башен и войны с опасными существами.

Мы собрали лучшие игры для ПК в подборку, так что листайте дальше, тут есть из чего выбирать.

1. Deep Rock Galactic – вчетвером против космических врагов

«Deep Rock Galactic» – кооперативный научно-фантастический шутер про четверку дварфов, спускающихся в опасные подземелья далекой планеты. Игра на русском языке.

Видео игры Deep Rock Galactic

Геймплей мясной и драйвовый, подземелья полностью разрушаемые, монстры разнообразные. Очень рекомендуем.

  • Сайт игры: https://www.deeprockgalactic.com/

2. We are the Dwarves – космическая дварфийская экспедиция

«We are the Dwarves» – затягивающая тактическая стратегия про троицу боевых дварфов, отправляющих в поисках нового дома-планеты.

Видео игры We are the Dwarves

Умные противники, непредсказуемые опасности и отличный звук. Отдельно стоит отметить картинку – игра смотрится стильно и атмосферно.

  • Сайт игры: http://wearethedwarves.com/

3. Craft the World – песочница с выживанием

«Craft the World» – исследование большого плоского мира, явно созданного под вдохновением от «Terraria», строительство жилища и уничтожение обитателей пещеры.

Видео игры Craft the World

Стройте и копайте, копайте и стройте, воюйте и не забудьте о корме и одежде для подопечных. И позовите друзей, в кооперативе интереснее.

  • Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/248390/

4. Dwarf Tower – минималистические перестрелки с другом

«Dwarf Tower» – инди игра, напоминающая старый добрый «Морской бой» и «Червяков» одновременно.

Видео игры Dwarf Tower

Простой на первый взгляд геймплей быстро затягивает, но онлайна игре не хватает, так что рекомендуем сразу приобретать версию для друзей.

  • Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/335100/

5. The Dwarves – классическая фэнтезийная RPG

«The Dwarves» – RPG, основанная на фэнтезийном романе «Повелитель гномов», хорошо известном за рубежом, но пока, к сожалению, не особо популярном у нас.

Видео игры The Dwarves

Игра создана со скромным бюджетом, так что локациям немного не хватает масштабности, но интересная история и боевка вытягивают этот недостаток.

  • Страница в Steam: https://store.steampowered.com/app/403970/

6. Gnomoria – большая пиксельная песочница

«Gnomoria» – что-то вроде упрощенной копии «Dwarf Fortress», строительная стратегия с непрямым управлением.

Видео игры Gnomoria

Глобальная цель отсутствует, так что задача игрока – просто создать самую крутую крепость и продержаться так долго, как это вообще возможно.

  • Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/224500/

7. Gnumz: Masters of Defense – tower defense с гномами

«Gnumz: Masters of Defense» – толпы врагов пытаются завладеть сокровищами из шахт, и только вы можете им помешать. Ничего нового, но сделано качественно.

Видео игры Gnumz: Masters of Defense

Но постараться все же придется – прохождение кажется простым только на первый взгляд, на высоких уровнях приходится много думать.

  • Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/371460/

8. Dwarven Brawl Bros – бодрый локальный мультиплеер

«Dwarven Brawl Bros» – веселый двухмерный экшен про 2-6 гномов, уничтожающих друг друга всеми доступными способами. Внимание: одиночная игра и мультиплеер отсутствуют.

Видео игры Dwarven Brawl Bros

Это милое веселое инди, не особо известное у нас из-за отсутствия русской локализации. И зря, обратить внимание стоит.

  • Сайт игры: http://store.steampowered.com/app/367260/

9. Miner Meltdown – драйвовые бои шахтеров

«Miner Meltdown» – вроде бы как не про гномов, а про обычных шахтеров, но в этом случае особая разница незаметна.

Видео игры Miner Meltdown

Стильная двухмерная картинка, веселая музыка и много фана, да и с онлайном пока проблем нет.

  • Сайт игры: http://minermeltdown.net/

10. Dwarven Valley – первая в мире MMORPG про гномов

«Dwarven Valley» – первая игра, предлагающая развитие и выживание в мире, заселенном только гномами. Ну и их врагами, конечно.

Видео игры Dwarven Valley

Игра разрабатывается инди студией с громким именем Dmitry Medvedev и планирует выйти позже в 2018 году.

  • Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/741340/

Подобрать лучшие игры про гномов оказалось не так-то просто, при всем обилии проектов про эльфов, драконов и богинь, трудолюбивые бородачи почему-то оказываются несправедливо забытыми. Вам же тоже кажется это несправедливым?


Гномы - суровые сыновья земли
Веселой жизнь тогда была.

Здесь резчик свой узор творил,

У кузнеца огонь пылал,

По наковальне молот бил.

Росли дома, росли дворцы,

Росли хлеба, росли леса.

И груды золота росли,

На них свет факелов плясал.

Неутомимый был народ!

Играли арфы под горой,

Слагались песни под луной

Любил веселье Дьюрин род.

Песнь Гимли из “Братства Кольца”

Они сражаются тяжелыми секирами, пьют пенящийся эль и носят длинные бороды. Они остры на язык, ворчливы и недоверчивы. Они готовы на все ради сокровищ, и ненавидят тех, кто может посягнуть на их добро.

Они живут в Средиземье, в Фэйруне и в Азероте. Их не встретить среди нас, но все мы знаем: они где-то рядом... Под землей.

Ворчун из “Белоснежки”, Гимли из “Властелина колец”, Бренор Боевой Топор из романов Сальваторе о Темном эльфе, вояки и изобретатели из Warhammer’а и Warcraft’а - все они гномы, и все они такие разные. Что же их объединяет? Откуда они пришли? Чем живут?

Рожденные из тела великана
Первыми литературными источниками, где упоминаются гномы, были исландские героические песни 13 века из сборника “Старшая Эдда”, а также текст “Младшей Эдды”, составленный поэтом-скальдом Снорри Стурлусоном, жившим на рубеже 12 и 13 веков. Оба литературных труда содержали мифологические сказания 8-10 веков, а также элементы германского героического эпоса начала 13 века. Оговоримся, что само слово “гном” появилось значительно позже, и о правомерности его применения мы еще расскажем. Героями же древних текстов являются дверги (единственное число “dvergur”, множественное “dvergar”), которых в русских переводах “Эдды” традиционно называют “карликами”. Это слово содержит тот же корень, что и названия племени в других германских языках: сравните с немецким “цверг” (Zwerg) и английским “дворф” (dwarf).

В “Эдде” двергов иногда называют еще и черными альвами, в отличие от альвов светлых (прототипов толкиновских эльфов).

Мирные гномики Белоснежки - то, во что превратились герои немецкого фольклора в Голливуде.

Тогда сели боги

На троны могущества

И совещаться

Стали священные:

Кто должен племя

Карликов сделать

Из Бримира крови

И кости Блаина.

В “Младшей Эдде” поясняется, что карлики зародились сначала в теле убитого великана Имира (или Бримира). Были они червями, но по воле богов обрели человеческий разум и приняли облик людей, правда, немного пародийный. Ростом они были с ребенка, однако обладали большой физической силой, носили длинные бороды, имели лица мертвенно-серого цвета. Солнца они боялись: его свет обращал карликов в камень.

Дверги стойко переносили любые тяготы, были крайне выносливы и сказочно трудолюбивы. Они жили гораздо дольше людей, но все же не вечно. Карлики не имели женщин и продолжали род, высекая свое потомство из скал. Характер имели плохой: были упрямы и вздорны, обидчивы и вспыльчивы, алчны, к тому же владели колдовством и были хранителями богатств земных недр. К людям и богам дверги относились преимущественно враждебно, впрочем, не без оснований: боги постоянно посягали на охраняемые сокровища.

В искусстве обработки драгоценных камней и металлов двергам не было равных - им удавалось изготавливать по-настоящему волшебные вещи. И сами боги вынужденно обращались к ним за помощью, использую при этом лесть и хитрость. Именно черные альвы, по преданию, выковали для Одина (главный бог скандинавского пантеона) копье Гунгнир, что разит, не зная преград, воинственному богу Тору - молот Мьольнир для битвы с великанами (брошенный молот возвращался в руку хозяина, подобно бумерангу), путы Глейпнир для жуткого волка Фенрира.

Эволюция цвергов

С развитием цивилизации на поверхности земли меняются и подземные жители. В немецких героических песнях и балладах у цвергов (немецких аналогов скандинавских двергов) прослеживается развитие феодальных отношений и под землей. Благородные рыцари посещают подземные царства, наполненные сокровищами, дружат или враждуют с королями-карликами, сражаются с карликами-рыцарями. Как и в древние времена, цверги снабжают смертных колдовскими предметами и оружием необычайной силы.

В “Песне о Нибелунгах” прекрасный и отважный сын короля Зигфрид пользуется помощью карлика Альбериха, сражается мечом, выкованным подземными мастерами. Из других источников мы узнаем, как тот же Зигфрид гостит у несметно богатого короля-карлика Эгвальда, а тысяча карликов, все нарядные и в доспехах, предлагают ему свою службу.

Со временем карлики-гномы практически исчезают со страниц литературы, продолжая жить в фольклоре. Народная фантазия представляет их в виде подозрительных существ, старичков с бородами, иногда на птичьих ногах. Они могут помогать людям, быть благодарны им, но часто - подозрительны и злобны. Некоторые гномоподобные персонажи мирно уживаются с людьми, хотя и капризны: это и шотландский брауни, и ирландский выпивоха кларикон. Ирландский лепрехун и неаполитанский монасьелло преследуются людьми, так как укрывают от них сокровища. А шотландский красный колпак, обитающий в заброшенных замках, где было когда-то совершено злодейство, сам нападает на людей.

Своим возвращением в литературу гномы обязаны братьям Гримм, крупным ученым-исследователям немецкой старины и народности, знатокам древненемецкой литературы. В 1812 году они выпустили в свет свои “Детские и домашние сказки”, в некоторых из них главными героями были гномы. Гномы братьев Гримм мало напоминают карликов “Эдды”, однако это еще и не мультяшные коротышки в красных колпачках. Они в меру добродушны, проказливы, иногда откровенно злобны и враждебны к людям, хотя и лишены коварной воинственности своих предков.

Дальнейшая эволюция гномов приводит к появлению добродушного коротышки, дружественного людям и позорящего гордое имя цверга.

Гномы Профессора
Дж. Р. Р. Толкин является не только основоположником жанра фэнтези, но и известным ученым-филологом. Неудивительно, что в основе мироздания Толкина лежат образы и верования древних северных мифов.

Подземный народ Толкин во всех книгах (включая “детского” “Хоббита”) называет словом “dwarves” (множественное от “dwarf”), а не “gnomes”. Интересно, что слово “gnomes” встречается в рабочих рукописях Профессора: так он именует одно из эльфийских племен. Когда отечественные переводчики добрались до рабочих материалов, описывающих Средиземье, они столкнулись с проблемой. Как переводить слово “gnomes”, если вариант “гномы” изначально был зарезервирован для перевода слова “dwarves”?

Ты помнишь, как все начиналось...

Ауле, зная, что пробуждение гномов придется как раз на время правления Мелькора, сделал их сильными и выносливыми. Они невысоки ростом (от 140 до 150 см), коренасты и широкоплечи. Также одной из особенностей гномов является полная невосприимчивость к магии, которой они, тем не менее, сторонятся и опасаются. Возможно, именно эльфийская магия является одной из причин, по которой гномы не любят эльфов, но об этом мы поговорим далее.

О характере гномов можно сказать так - они честны, но скрытны; справедливы, но не великодушны; “скоры на дружбу и на вражду”. Гномы никогда никому полностью не доверяют и не верят, вероятно, поэтому на них не подействовали лживые речи Мелькора и Саурона. Впрочем, личности весьма вспыльчивые и алчные, гномы и сами натворили немало бед, взять хотя бы убийство владыки эльфийского княжества Дориата Тингола или предательство хитрым гномом Мимом героя Турина Турамбара.

Гномы живут долго (около 250 лет), но не вечно, правда, что именно с ними происходит после смерти, доподлинно не известно. Сами гномы утверждают, что они, подобно эльфам, отправляются в Палаты Мандоса, где для них отведен отдельный чертог.

С годами гномов становится все меньше, потери на войнах не восполняются, ибо среди гномов слишком мало женщин, да и женятся гномы весьма редко (кстати сказать, гномы ужасно ревнивы и тщательно оберегают свое “живое” добро). О женщинах-гномах следует сказать отдельно, потому что их внешность весьма необычна. Так же, как и мужчины, женщины-гномы отращивают бороды, обладают грубыми голосами. Вероятно, поэтому многие считают, что среди гномов вообще нет женщин, а рождаются они прямо из камня.

Все народы Средиземья называют гномов по-разному, к примеру, эльфы - наугримами, ноготримами, хадходами, самиже гномы называют себя кхазад.

Мастера каменных дел

Если начать перечислять все творения гномьих мастеров, то получится невероятно длинный список, поэтому я рассмотрю лишь самые известные и величественные постройки и изделия толкиновских гномов.

Известно, что старейший из Семи Праотцов гномов Дурин (в оригинале Durin; поскольку побуквенная транскрипция для русского языка неблагозвучна, переводчики обычно называют его Дарином или Дьюрином - как в эпиграфе к статье) пробудился ото сна в подземном городе Кхазад-Думе, иначе Мории.

Мория, что в переводе с эльфийского означает “черная бездна”, является величайшим из гномьих чертогов. Этот дворец представляет собой длинную вереницу палат и залов, расположенных на нескольких уровнях. Ниже всего находятся легендарные копи, где добывался волшебный металл мифрил. Размеры Мории воистину огромны (протяженность главного коридора - 64 км), она являет собой настоящий подземный город. К сожалению, в Третью эпоху гномы разбудили таящееся в Мориидревнее Зло, балрога, и были вынуждены покинуть свое жилище. В годы Войны Кольца один из Хранителей, маг Гэндальф Серый, убил балрога, однако в этом сражении были разрушены многие морийские достопримечательности.

Как ни странно, большинство лучших творений гномов было созданы ими для эльфов. Одним из таких сооружений является подземный дворец Менегрот, построенный для князя Тингола, дружественными нолдорам (второй род эльдаров) гномами Белегоста. Именно в Менегроте Тингол встретил свою смерть. По иронии судьбы он пал как раз от руки гнома, правда, из другого клана.

Алфавит и язык
Валар Ауле наделил гномов особым тайным языком кхуздулом. Этот язык всегда оставался изолированным.

Кхуздул называется тайным языком, потому что истинные имена гномов, которые они никому не открывали, имели как раз кхуздульские корни. Те же имена, под которыми мы знаем вошедших в историю гномов - не более, чем прозвища.

Известно, что алфавит придумали эльфы. Один из самых популярных алфавитов эльфов создан эльфом Даэроном, именно он и стал основой для алфавита гномов, Агнертас Мория.

Гномы лишь немного изменили алфавит Даэрона, приспособив его для своего языка, кхуздула. Существует еще один алфавит гномов, Манер Эребора, представляющий собой разновидность Агнертас Мория.

Кроме того, существует еще один вид гномьего рунического письма - лунные руны. Это так называемая тайнопись гномов. Лунные руны видны лишь при свете луны, именно с их помощью была сделана надпись на дверях Мории: “Скажи друг и войди”.

Враги и недруги

О взаимной неприязни между гномами и эльфами известно любому обитателю Средиземья. Можно предположить, что вражда двух народов обусловлена культурными различиями между ними: эльфы любят деревья, открытое небо и охоту при свете звезд, для гномов же деревья - всего лишь горючий материал, а небу и звездам они предпочитают каменные своды своих подземных чертогов. Однако более вероятно, что вражда между двумя народами объясняется чрезмерной алчностью гномов и болезненным высокомерием эльфов. Ничто не доставит гному большую радость, чем возможность присвоить драгоценность, принадлежавшую эльфам, а гордый эльф получит огромную удовольствие, обозвав род гномов “сплюснутым народцем”.

Неприязнь между эльфами и гномами может как вылиться в открытую вражду (убийство гномами эльфийского короля), так и смениться истинной дружбой. Лучшим примером искренней дружбы стали отношения гнома Гимли, сына Глоина, и эльфа Леголаса, сына Трандуила, короля эльфов Чернолесья...

Но “другом эльфов” Гимли прозвали не только из-за крепкой дружбы с Леголасом, но и из-за почета, которого он удостоился при дворе владычицы Галадриэль. Суровый гном был пленен ее красотой. По просьбе Гимли Галадриэль подарила ему прядь своих волос, в знак “дружбы между Лесом и Горами до конца дней”. Поговаривают, что после смерти Арагорна Гимли вместе с Леголасом уплыл за море, в Валинор. Если это правда, то этой чести гном Гимли удостоился лишь потому, что Галадриэль, могущественнейшая среди эльфов, попросила за него.

Настоящими, исконными, врагами гномов являются драконы. Эти огнедышащие твари испокон века охотятся за сокровищами гномов и частенько отправляются завоевывать их поселения. Обычно такие битвы заканчиваются плачевно: дракон, как правило, побеждает, а уцелевшие и обнищавшие гномы уходят, куда глаза глядят. Изгнание длится до тех пор, пока не найдется герой, способный победить дракона. Таким героем чаще всего становится кто-то из людей (вспомните хотя бы “Хоббита”, в котором врага гномов дракона Смога убил человек по имени Бард). Кстати, именно тут скрыты корни недружелюбия между гномами и людьми. Ведь люди, как правило, убив дракона, присваивают его сокровища себе, а гномы, продолжая считать эти сокровища своими, не останавливаются ни перед чем, чтобы вернуть бывшую собственность.

Но все эти распри между гномами и другими народами забываются перед лицом общего врага, и тогда образуется настоящий союз.

Дворфы, карлики и гномы: путаница названий
Героями древнескандинавской и германской мифологии были дверги/цверги (dvergar/Zwerg), в английском варианте - дворфы (dwarf), в академическом переводе на русский - карлики или карлы. Слово “гном” возникло только в 16 веке. Его изобретение приписывают алхимику Парацельсу. “Гносис” на греческом - знание. Гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов. Гномы Парацельса - духи земли и гор, в противоположность им цверги и дворфы - существа вполне материальные.

В русский язык слово “гном” пришло в конце 18 века. В нем слились значения, которые в английском передаются двумя разными словами, “gnome” и “dwarf”. На русский оба слова обычно переводятся как “гном”. Это верно для обыденной речи и переводов детских сказок, но спорно для переводов произведений Толкина, в основу которых легли древние и средневековые тексты (Толкин использовал оба английских слова в своих произведениях, причем в разных значениях).

Такой подход ошибочен и при переводе произведений других авторов, пишущих в жанре фэнтези, и в случае с переводом различных компьютерных и настольных игр в фэнтези-мирах. Однако в силу традиции переводчики продолжают использовать слово “гном”.

Перумов и Сапковский - чей гном лучше?
В современной фэнтези-литературе гномы разных авторов могут сильно отличаться друг от друга. Сравним гномов, обитающих на страницах романов Анджея Сапковского и Ника Перумова.

Сапковский разделяет низкорослых бородачей на краснолюдов (польский аналог слова dwarf) и непосредственно гномов.

Краснолюды Сапковского напоминают нам гномов Толкина. Необыкновенно выносливые и сильные - они отличные воины, сражающиеся в основном тяжелыми топорами, кистенями, а также не брезгующие мечами. Все краснолюды носят бороды, которыми очень гордятся. Женщины краснолюдов некрасивы, но сильный пол этой расы считает их самим совершенством, и ревнует по поводу и без повода.

Краснолюды живут кланами, в которые входят преимущественно родственники, имеющие одно клановое имя (фамилию). Права молодых краснолюдов в клане всячески принижаются. Они не имеют права высказывать свое мнение по каким бы то ни было вопросам, и во всем должны подчиняться старшим.

О гномах, как о народе, известно меньше. Росточком они невелики, мимика их смешна и карикатурна, а носы у них ужасно длинные и острые. Гномы живут родами, отгородившись от проблем всего остального мира. Гномы Сапковского по своей натуре “технари”, и им можно приписать множество интересных изобретений.

Таким образом, гномы из “Ведьмака” очень похожи на гномов (gnomes) из Dungeons & Dragons, а краснолюды - на дворфов (dwarves) из той же игры. Гномов и дворфов D&D мы рассмотрим ниже, а пока отметим, что Сапковский, скорее всего, сознательно использовал фэнтези-штампы из этой ролевой игры (с которой он, безусловно, знаком) в своих романах.

Профессии и гномов, и краснолюдов обычно связаны с металлургией, горным промыслом, иногда с торговлей или ремеслом наемника. О магии гномов и краснолюдов автор не упоминает, видимо, подразумевая то, что оба народа достаточно далеки от магического искусства.

Перед тем, как перейти к перумовским гномам, следует добавить, что ни гномы, ни краснолюды не пользуются особой любовью у людской расы. Из-за такой дискриминации они не могут вступать в гильдии и цеха, а также, кроме простых налогов, обязаны платить еще и дополнительные пошлины.

Гномы Перумова не обложены непосильными налогами, да и вообще совершенно не похожи на гномов Сапковского, скорее напоминая краснолюдов последнего.

На первый взгляд гномы Эвиала (мир, где происходят действия серии “Хранитель Мечей”) ничем не примечательны: крепенькие, круглолицые, обычно рыжебородые. Из ремесел гномы предпочитают горное дело, они отличные кузнецы и неплохие... алхимики. Особенности перумовских гномов начинаются именно с алхимии, уже позже выясняется, что они еще и магией балуются, а женщины их очень даже симпатичны, что вообще в голове не укладывается...

Начнем с описания жилища среднестатистического гнома, представляющего собой смесь кузницы, оружейной и, что главное, алхимической лаборатории. Везде баночки, колбочки, горелки и груды магических книг. Делаем вывод, что гномы Эвиала - практикующие маги. Нет, конечно, им далеко до эльфов, но заговор оружия, предсказание будущего, лечение - все это им вполне по силам. Забавно, что при этом гномы все равно магию терпеть не могут, считая ее источником всех бед. Вот такие причуды у маленького народца.

Последнее, о чем мне хотелось бы здесь сказать, так это о гномьих женщинах. Ник Перумов, наверное, первый автор, который сделал их привлекательными. В этом нам позволяет убедиться описание гномы (женский род от слова “гном”) по имени Эйтери. Она невысока ростом, у нее широкие плечи и бедра, узкая талия, и пышные длинные волосы, не хуже эльфийских. А главное - у нее нет бороды....Вот за это Перумову отдельное гномье спасибо!

D&D: целых две расы
Итак, мы добрались до Dungeons & Dragons, самой популярной на сегодняшний день ролевой системы в мире. Трудно представить ее без двух колоритных рас, таких, как гномы (gnomes) и дворфы (dwarves). Последние, будучи большими любителями пива, как две капли воды похожи на толкиновских гномов. Поэтому поговорим сперва о них.

Дворфы и гномы из онлайновой ролевой игры World of Warcraft.

Дворфы известны своей воинской доблестью, и большой и чистой любовью к элю (дворфы пьют до битвы для поднятия духа, а после - обмывая блистательную победу). Магию они, напротив, недолюбливают, но при этом способны противостоять ее воздействию. Дворфы дружественно относятся лишь к тем, кто сумеет завоевать их доверие (а это сделать совсем не легко), лишь им они могут подарить что-либо из своих сокровищ, столь бережно ими хранимых. Дворфы любят тяжелую работу и совсем не понимают шуток, остается лишь удивляться, как им удается отлично ладить с забавными гномами. Помимо гномов, дворфы дружелюбно настроены по отношению к людям, полуросликам и полуэльфам. Иногда проникаются уважением даже к эльфам, хотя обычно считают их взбалмошными и непредсказуемыми. Дворфы склонны к добру, поэтому ненавидят орков и гоблинов.

Анатомически дворфов описывают как крепких, широкоплечих гуманоидов, ростом от 120 до 140 см, кожа у них светло-коричневая или красноватая, а глаза и волосы темные. Непременным атрибутом дворфа является шикарная борода. Они взрослеют где-то к 50 годам, а общая продолжительность жизни составляет около 400 лет.

Королевства дворфов находятся глубоко под землей. Именно там, в подземных кузницах, появляются на свет чудесные дворфовские изделия, а в шахтах они добывают драгоценные камни и металлы, среди последних особо ценится мифрил (который в D&D пишется так: mithral). То, что дворфы не могут достать сами, они приобретают в ходе торговли.

Поклоняются они Морадину, Кователю Душ, разговаривают на дворфийском языке и используют руны для письма.

Гномы
Гномы известны как отличные техники, алхимики и изобретатели. Вероятно, гномам удалось добиться таких внушительных результатов во всех перечисленных ремеслах благодаря собственной любознательности. Гномы мечтают все опробовать на собственном опыте, они постоянно изобретают полезные вещи. Любопытство гномов не ограничивается научными изысканиями, порой, идя на поводу у собственного интереса, гномы устраивают различные розыгрыши лишь для того, чтобы пронаблюдать за поведением жертвы. Нередко такого рода шуточки не остаются для них безнаказанными - не все в состоянии по достоинству оценить изощренный юмор гномов. Наиболее проказливых гномов называют “трикстерами”. Многие ошибочно считают их злыми, но это не так, скорее, они просто слишком хаотичны.

В отличие от дворфов, гномы более терпимо относятся к колдовству, предпочитая работать с магией иллюзий. Многие известные барды и кудесники происходят из племени гномов.

Несмотря на внешнее дружелюбие, гномы по-настоящему близки лишь с дворфами, с которыми их объединяет любовь к драгоценностям и к механике, а также с полуросликами, которые могут по достоинству оценить их проказы. Большинство гномов подозрительно относятся к тем, кто выше их ростом, а именно к людям, эльфам, полуэльфам и, тем более, полуоркам.

Росточком гномы меньше дворфов, около 90-110 см, имеют цвет кожи от серо-коричневого до красно-коричневого, волосы у них светлые, а глаза голубые. Непропорционально большой нос является отличительной чертой для представителей этого народца. Борода у гномов не в таком почете, как у дворфов, и многие ее сбривают. Взрослеют гномы в возрасте 40 лет, а живут до 350 лет.

Обитают гномы в лесистой местности, под землей, но обожают бывать на поверхности, радуясь окружающему их живому миру. Дом гнома обнаружить совсем непросто, обычно жилище надежно спрятано при помощи иллюзий, поэтому вход в дом гнома открыт только для званых гостей - врагам там делать нечего.

Главный бог гномов - Гарл Сияющее Золото, Бдительный Защитник. Говорят гномы на языке, слегка отличающемся от дворфийского.

Насколько известно редакции “Мира фантастики”, в русском издании ролевой игры Dungeons & Dragons (готовится компаниями “Хобби-игры” и АСТ) раса dwarves будет переводиться как “гномы”, а gnomes - как “карлики”. Весьма оригинальное преодоление переводческих трудностей: с одной стороны, следование традициям классических переводов Толкина (толкиновских dwarves всегда по-русски именовали “гномами”), с другой стороны, слово “карлики” явно заимствовано из переводов скандинавского эпоса.

Разработчики D&D одними из первых разделили подгорный народ на две расы: дворфов и гномов. Причем каждая из получившихся рас оказалась самобытной, обладающей запоминающимися неповторимыми свойствами, обычаями и характером.

Этнография D&D: дворфы и гномы
За десятилетия своего существования ролевая система Dungeons & Dragons подробно описывала расу гномов и ее отдельных представителей. Причем настолько детально, что выходили толстые руководства, целиком посвященные гномьему народу. За 30 лет, пока версии базовых правил сменяли одна другую, было выпущено не менее 10 полноформатных книг, полностью посвященных дворфам или гномам.

Это как общие описания рас, так и история дворфийского и гномьего народа в одном из миров D&D, например, на Кринне (Dragonlance) или в Фэйруне (Forgotten Realms).

Warhammer: армия, на которую можно положиться
На сегодняшний день существует множество фэнтезийных военно-тактических игр, и вселенную каждой из них трудно представить без расы гномов. А тяжелее всего представить без них самую известную и популярную вселенную - Warhammer. Здесь гномы по своей известности уступают, возможно, лишь эльфам, да и то, если бы эти слова услышал любой из гномов, он бы ни за что с ними не согласился.

Экскурс в историю

Гномы, являясь народом весьма вспыльчивым и обидчивым, уже на протяжении более 4000 лет ведут кровопролитные войны. Некоторые из этих войн были начаты по вине самих гномов (например, война с эльфами), а некоторые являются безусловной агрессией со стороны других рас. Вследствие именно такой непрекращающейся борьбы с гоблинами и скавенами (крысолюдами) империя гномов постепенно стала приходить в упадок. Многие гномьи твердыни пали и перешли в руки врага. Но, несмотря на это, гномы продолжают сражаться, и их империя пока еще достаточно сильна.

Основные владения гномов расположены среди скалистых пиков Гор Края Мира, ведь именно там был основан первый оплот гномов. Однако во время расцвета империи гномов многие гномьи кланы расселились по всей территории Старого света. Именно так возникли новые поселения. Среди гномов-переселенцев можно выделить следующие группы: Гномы Черных Гор, Гномы Серых гор и весьма колоритные Гномы Норска, известные отличными от остальных обычаями и языком (частично перенятыми у Людей Норска) и умением потреблять большое количество горячительных напитков (но к этому люди Норска уже не имеют никакого отношения).

Также в одну группу можно объединить и тех гномов, что, покинув родные края, поселились в городах и селах Империи и Бретонии. Труд таких гномов высоко ценится людьми. Ведь именно гномы принесли в Империю порох и содействовали основанию Инженерного колледжа. Гномы из старых оплотов считают многих из переселенцев предателями, но совершенно напрасно, ведь, даже живя среди людей, гномы-переселенцы строго блюдут традиции.

Военное дело
Теперь поговорим о военной тактике гномов. Родство гномов с камнем наблюдается не только на бумаге, но и на деле. Армия гномов дает вам все, что только можно ждать от пехотных подразделений, но при этом она не выиграет ни одной гонки. Впрочем, этого и не требуется. Недостаток подвижности гномы с лихвой компенсируют стойкостью. Они крепки, как скала. Также крепок и основной военный принцип гномов: “Так сражался твой отец, отец твоего отца, и его прадеды. Так должен сражаться и ты”. Этот девиз сразу дает понять: гномы не терпят нововведений в военном деле.

Основной костяк армии гномов составляют гномы-воины, арбалетчики и громовержцы, их дополняют элитные отряды: убийцы и молотобойцы. Мобильными отрядами гномов являются добытчики и рейнджеры. Из приведенного “реестра” заметно, что у гномов нет кавалерии, впрочем, было бы удивительно, если бы она была. Гномы - дети земли, они должны чувствовать ее под собой. Вспомните того же гнома Гимли: на лошади он с трудом ездил даже вдвоем с Леголасом.

Что же армия гномов, кроме потрясающей стойкости, может противопоставить ударной кавалерии других рас? Отличные боевые машины. В Warhammer’е, как и в других игровых вселенных, гномы не только отличные бойцы, мастера искусства ковки металлов, но и превосходные изобретатели. За технические новшества гномов отвечает Гильдия Инженеров. Многие гномы-воины не очень жалуют инженеров, но, тем не менее, признают, что изобретения гильдии полезны (особенно огненная пушка и многоствольная пушка-орган). Огненная пушка - поистине смертоносное оружие, способное наносить огромные повреждения на близкой дистанции. Выстрел из нее можно сравнивать со взрывом. Пушка-орган (ударение на “а” - “орган” как музыкальный инструмент) не менее смертоносна, но имеет иной принцип действия. Гномы могут стрелять из всех ее стволов сразу, поражая большее количество врагов.

Особо стоит упомянуть о самом странном детище Гильдии Инженеров - гирокоптере. Эта летающая машина несет большие крутящиеся лопасти, приводимые в движение паровым двигателем. Она может взлетать с маленькой площадки и расстреливать врагов с помощью паровой пушки. Лишь самые отважные, или, как скажет кто-то, безумные гномы летают на гирокоптерах и образуют отдельное элитное подразделение, названное Летающим корпусом Короля. Этот элитный отряд выполняет разведывательные функции.

Армия гномов - это войско, на которое можно положиться. Отвага и решимость воинов безгранична, их вера в возрождение империи гномов - искренна.

В честь гномьего племени назван популярный английский журнал “White Dwarf”, посвященный играм от компании Games Workshop (производитель Warhammer’a). Само название журнала таит в себе двойной смысл и игру слов. Требовалось придумать изданию такое имя, чтобы оно ассоциировалось и с фэнтези, и с научной фантастикой. “White Dwarf” в переводе на русский - это не только вполне фэнтезийный “белый гном”, но и “белый карлик”: астрономический термин, обозначающий горячую звезду тускло-белого цвета.

Как и в случае с другими фэнтези-расами (орками, гоблинами, эльфами), дизайнеры вселенной Warhammer демонстрируют в образе местных гномов апогей фэнтезийного гротеска. Анфас гномий боец выглядит, как квадрат: ширина плеч с низко посаженой головой равна росту воина. При этом огромные клинки и лезвия секир, которыми размахивают гномы, непропорционально велики.

Гномы-берсерки часто идут в бой полуобнаженными, их головы украшают почти казацкие чубы, а гипертрофированную мускулатуру обильно покрывают священные татуировки.

Другие гномы
Компьютерная индустрия дала немало для углубления образа гномов (да и вообще всех традиционных фэнтези-рас). Так, зная, что в игре есть эльфы, мы почти наверняка можем сказать, что там есть и гномы... Конечно, рассматривать все игры, где присутствуют гномы, мы не будем, поэтому подробно остановимся на тех, в которых гномье племя показано наиболее оригинально.

Вселенная популярной серии The Elder Scrolls (о ней кстати, можно прочитать в рубрике “Врата миров”) гномами не кишит. По официальной версии гномы (двемеры) безвозвратно исчезли в Первую Эру, оставив после себя лишь свои механические изобретения. Известно, что двемеры не практиковали магию, заменяя ее техникой.

В игре мы можем встретить множество двемерских машин (чаще всего, настроенных враждебно по отношению к игроку, и тем самым доставляющих ему массу неприятностей), и только одного гнома... Живет он на острове Морровинд, в башне Тел Фир.

Совсем не так грустно обстоят дела в Warcraft 3 или в многопользовательской онлайновой игре World of Warcraft. Роль гномов в Warcraft 3, прямо скажем, невелика - “придаток” Альянса (одной из основных сил в игре) по технической части, то есть у гномов нет собственной чисто гномьей армии. Вертолеты, самоходные мортиры, орудийные расчеты и, наконец, мушкеты - всем этим Альянс снабжают гномы. По сюжету игры гномам полагается лишь один герой, Мурадин Златобородый, да и он появляется на ничтожный срок.

В рамках онлайновой игры World of Warcraft стоит рассмотреть две расы: гномов и дворфов. Представители этих родственных народов совершенно не похожи друг на друга. Дворфы, живущие в крепости Айронфорж - это невысокий, очень выносливый народ. Они, пожалуй, самые надежные союзники людей, помогающие им при любой угрозе. Дворфы Айронфоржа неплохие изобретатели, но не идут ни в какое сравнение со своими братьями - гномами. Именно последние достигли заоблачных высот в области радикально новых технологий и создании чудес инженерной мысли. Ранее гномы жили в удивительном техногороде Гномеране, но во время войны с Пылающим Легионом город был утерян, и уцелевшие изобретатели были вынуждены просить убежища у дворфов.

Высокий уровень технологического развития гномов в Warhammer’e (пороховые пушки, паровые машины и даже летательные аппараты) - далеко не предел для нашего подгорного племени. Достижения гномов в области науки и производства в отдельных фэнтези-вселенных действительно впечатляют. Например, в технологично-фэнтезийном мире настольной тактической игры Mage Knight гномы, входящие в повстанческий альянс и борющиеся с Империей людей, строят гигантские паровые танки с крупнокалиберными пушками, изобретают кремневые пулеметы и снайперские винтовки с оптическим прицелом. В бою их поддерживают роботы (!) на паровой тяге, которых, по фэнтезийной традиции, величают “големами”.

А в компьютерной ролевой игре Arcanum (2001) гномы шагнули вообще в другую эпоху: научились пользоваться электричеством, построили паровозы, прорыли метро и путешествуют на дирижаблях. Они нашли общий язык с людьми и полуросликами, и теперь гномья экономика тесно завязана на сотрудничество между расами. Основа бюджета гномьего социума строится на добыче полезных ископаемых в промышленных масштабах (в том числе драгоценных камней и металлов).

Наиболее оригинальная трактовка происхождения гномов предлагается в знаменитой игровой киберпанк-вселенной Shadowrun. В ней гномы (как, впрочем, и эльфы) являются продуктом глобальной мутации, в начале 21 века разделившей человечество на несколько конкурирующих рас.

* * *
Гномы пользуются такой же популярностью у любителей жанра фэнтези, как эльфы или орки. А возможно, и большей! И пусть они не так красивы, как первые, и не так колоритны, как вторые. Может, тяжелая жизнь научила их не высовываться? Слишком уж много было желающих поживиться их сокровищами и использовать их мастерство в своих корыстных целях!

В этой статье мы постарались проследить эволюцию гномов: от первобытных цвергов и королей-карликов, через кхазадов Толкина, до дворфов и гномов из D&D и компьютерных игр.

Чтобы написать эту статью, мне пришлось ознакомиться с большим количеством материала, досконально разобраться в гномьей истории и в их нынешней жизни. В итоге я стала с куда большим уважением относиться к этому маленькому, но гордому народу. А вы?

Маленьких подземных духов в разных странах называли по-разному. Иногда они похожи на мирных домовых, но в горах они живут в подземных пещерах и охраняют земные богатства. Cамые известные персонажи из этой серии - гномы. Имя свое они получили относительно недавно, в XVI веке. Слово это латинско-греческого происхождения - "геномос" в переводе с латыни означает "подземный житель", а в переводе с греческого "гносис" - "знание". Считается, что слово "гном" изобрел алхимик Парацельс, для того, чтобы обозначить дух земли как первоэлемент или как земную элементаль. Но это название прочно утвердилось за сказочными карликами, в первую очередь, из германских и скандинавских мифов. Историческое же их название в древнескандинавском - дверг , в немецком - цверг , в анлийском - дворф . А также древними их прототипами были нибелунги, нижние альвы и кобольды. Все они живут под землей и в пещерах, носят бороды и часто колпаки, славятся своим богатством и мастерством ювелиров и кузнецов.

Но самые древние упоминания о них известны в Египте и Финикии. В Египте маленькие патеки представляли собой уменьшенную ипостась Птаха, бога подземного мира и смерти, по совместительству он, соответственно, все знал и о подземных сокровищах. Патеки, их называют еще патейкосами , владели магией, искусством перевоплощения, а также они создавать магические ювелирные украшения, которые в Египте обязательно наделялись особыми свойствами. Амулеты в виде маленьких кривоногих карликов были очень широко распространены и в числе различных защитных функций защищали также и от змей. Патеки, как и ящерки, служили Хатхор - бирюзовой госпоже. . Так что не исключено, что маленькие колдуны пришли вместе с людьми на север Европы и в Скандинавию из самой Африки. А по дороге оставили след по всему евразийскому северу.

Известны подземные карлики и под другими именами. Гном в Ирландии - лепрекон, в Англии - брауни , в Бельгии - кабутер (на фламандском - клейнманнекен ), в Голландии - скритек , в Германии их зовут еще эрдманейн . В Польше - скрат или краснолюдек, в Сербии и Хорватии - патуляк или керек , в Болгарии - дудже , Венгрии - мано , Испании - дуэнде . Прусских гномов звали каукис (kaukis), исландских - вуттир (vuttir), в Японии - тенгу (tengu). Барбегази (barbegazi) - гномы с большими ногами во Франции и Швейцарии. Популярны также норвежские зетте, ирландские сиды, лапландские чакли. Мегалитические сооружения - дольмены на Кавказе строили лилипуты-бицента Еще есть гмуры и гомозули. Предания о подземных карликх распространены практически на всех континентах, вплоть до Австралии и Полинезии. Наверняка еще не всех назвала. Русский этнограф А.Н.Афансьев в своей работе "Древо жизни" писал "у лужичан карлики называются людки: это подземные духи, обитающие в горах, холмах и темных пещерах.. Людки - искуссные музыканты, любят танцы и являются на сельские праздники. За услуги дают подарки, а когда бывают раздражены, отплачивают злыми шутками". Любимые всеми домовята - их родные братья))

Кельнским гномам посвящен этот фонтан, найден

До сих пор не до конца понятны сказания о чуди - а между тем, кроме легендарной подземной чуди, обладавшей колдовскими способностями, был и народ, который жил на большой территории и оставил о себе память в топонимике, вспомним хотя бы Чудское озеро. Может быть в легендах причудливо перемешались представления о народе и о его верованиях? На Севере Урала, да и по всему евразийскому северу археологи находят чудские землянки и бронзовое литье, в первую очередь чудь связывают с разработками медных рудников, ну и как вокруг всех древних рудокопов вокруг чуди много легенд, в которых о них говорится как о колдунах и знатоках подземного мира. В одном из уральских заповедников - Таганай есть гора Круглица, которую считают эзотерической, вроде бы там можно встретить подземных карликов. Я уже не говорю о Бажове, собирателе уральских сказов и о Хозяйке Медной горы. А в Монголии, между прочим, до сих пор сохранился обычай, по которому для Хозяев гор и дорог ставят специальные жертвенники - обо, складывая холмы из камней и украшая их высокими древками и ярко-синей тканью. И сегодня эти забавные персонажи продолжают вдохновлять писателей, скульпторов и художников.

Гном из парка Мирабель в Зальцбурге отсюда

Лемпреконы - ирландские гномы. Их предок - бог Лак. Ушли под землю, когда пришли кельты. Каждый лепрекон владеет горшком золотых монет. Священное дерево - терновый куст.

Глубоко под землей есть свой собственный мир – мир самых богатых и трудолюбивых на земле существ – гномов. Целыми днями маленькие человечки, вооружившись крошечными кирками и лопатками, ищут в подземных лабиринтах невиданные здесь, наверху, изумруды, алмазы, рубины и сапфиры. Проявив смекалку, наблюдательность и, конечно же, уповая на свою удачу, вы можете стать королем Гномов.

Это веселая игра с простыми правилами по душе и детям и взрослым. На игровом поле изображены подземные пещеры, где гномы ведут добычу и хранят свои сокровища.

В свой ход игроки могут добывать камни в руднике или меняться ими друг с другом. Для победы игроку нужно собрать коллекцию из 4 одинаковых драгоценных камней. А вот чтобы стать королем гномов, нужно постараться куда больше и собрать целых 5 одинаковых камней!

Игра рассчитана на 2-4 игроков и предназначена для детей в возрасте от 5 до 10 лет и их родителей. Она развивает память, логическое и комбинаторное мышление, а также умение принимать самостоятельные решения. Средняя продолжительность игровой партии 10 минут.

Добро пожаловать в мир, где мечты сбываются!

© Художник: Александр Шахгельдян. 1999 г.

© Дизайн: Владимир Голубев. 1999 г.

© Производитель: ООО «Русский Стиль». 1999 г.


Сейчас права на настольную игру «Подземелье гномов» принадлежат фирме ООО «Десятое Королевство».



Настольные игры и дидактические пособия, выпускаемые фирмой ООО «Десятое Королевство» , ориентированы на всестороннее развитие и эффективное обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также на установление теплых доверительных отношений между детьми и воспитывающими их взрослыми. Они доступны по цене, хорошо оформлены, изготовлены из безопасных современных материалов, очень любимы детьми и на протяжении многих лет востребованы педагогами и родителями. Это не игры-однодневки, которые исчезнут так же внезапно, как появились, а игры, которые пришли всерьез, чтобы остаться надолго, и они это уже доказали – дети, повзрослев и став родителями, покупают их для своих детей, а мамы и папы, став бабушками и дедушками – для своих внуков. Игры «Десятого Королевства» – это связующая нить поколений дружной счастливой семьи, в которой царят любовь и взаимопонимание!

Во многих местах Земли существуют легенды о гномах или карликах, которые вынуждены были скрыться под землей, спасаясь от людей. Один из древнейших народов Европы, ирландцы, сохранили легенды о таинственных северных островах, жители которых пользовались колдовством и магией. Назывались они Туату Де Даннан . Острова были недосягаемыми для простых смертных. Иногда оттуда приходили колдуны, которые селились в . Они рассказывали, что на островах существовали школы магии, где и учились премудростям островитяне.

Позже сочинили легенду, что в Средневековье на земле Ирландии появился народ Туату , появление которого сопровождалось громом и дымом. Возможно, пришельцы просто сожгли свои корабли, на которых добрались до Ирландии? Однако легенда утверждает, что народ Туату прибыл из облака во время бури. Представители народа колдунов были низкорослые, слабосильные, но чрезвычайно умные и красивые. Именно благодаря им наука и хозяйство Ирландии в то время пережили Золотой век. Однако местные жители боялись волшебников, не понимали их, усматривая в них угрозу. Презренный народ Туату вынужден был уйти жить в подземный мир пещер и курганов, где и построил свои города, совсем прекратив общение с людьми.

В Шотландии в давние времена жили пикты — загадочный народ карликов, древние летописи которого до сих пор остаются непрочитанными. Эти маленькие ростом люди тоже жили в пещерах, владели магией, умели лечить от всех болезней, умело накладывая и снимая чары, у них были прекрасные знания о травах. Только они варили вересковый мед, рецепт которого свято хранили в тайне.

Пикты любили природу, слышали ее голос. Даже одежду они носили зеленого цвета — цвета листьев и травы.

В Скандинавии живет легенда, что задолго до появления на планете Земля людей, мир населяли гиганты и карлики.

Гиганты прибыли на Землю с другой планеты, оставшись строить новый мир.

Маленький народ жил под землей, изготавливая оружие для богов — гигантов, добывая полезные ископаемые, драгоценные камни. Их умелые руки могли выковать и копья, и молот для воинов, и украшения для очаровательных богинь. Гиганты высоко ценили произведения карликов, часто даже воюя за право владения ими. Каждый хотел иметь волшебную вещь. Но карлики производили их немного, потому что процесс изготовления растягивался иногда на года. Гиганты мечтали попасть в кладовые карликов, но вход в подземный город был для них слишком мал.

Редко кто встречал карлика, ведь ночью маленький народ мог выходить на поверхность земли, чтобы посмотреть на звезды. С длинными бородами, огромными глазами, жители подземелий старались не встречаться с людьми, считая их, возможно, недостаточно приятными соседями. Но для человека такая встреча была незабываемой. Так и возникали легенды. Вспомним рассказы о нибелунгах. Нибелунги — карлики, которые жили в горных пещерах, оберегая бесценные сокровища Сигурда . Позже всех людей, которые их охраняли, называли нибелунгами, или могучими воинами. Карлики - нибелунги тоже были отважными воинами, возможно, потому что пользовались магией. Именно они изготовили волшебный плащ — невидимку, который надежно оберегал хозяина от вооруженных ударов и нападений и был оружием, которое наделяло его нечеловеческой силой. Убить карлика в таком плаще было невозможно, как невозможно было и украсть подземные сокровища.

У финских народов тоже есть легенды о карликах, которые жили под землей. Финны пытались ничем не прогневить маленьких волшебников, не строя жилье там, где из-под земли слышались голоса карликов. Карлики выходили на прогулку ночью, ведь их огромные глаза не выдерживали дневного света. Разгневавшись, волшебники могли похитить ребенка, разрушить здание.

В Уральских горах жил народ, который пришел с севера. Местные жители не желали общаться с пришельцами. Согласно легендам, этот низкорослый народ строил себе убежище или жилье в глубокой яме, которую сверху потом засыпали камнями и землей и исчезали с обзора человеческих глаз. Когда перепуганные люди раскапывали такой ​​"дом", то не находили там и следа карликов. Возможно, так, спрятавшись от людских глаз, карлики строили подземные туннели. А оставленные курганы, насыпи земли — откуда они взялись на ровной поверхности? Именно благодаря подкопам, которые вели к подземному городу, можно объяснить "лишний" грунт, который и образовывал курган на месте "домики" карлика.

В Сибири, задолго до поселения там русских, жили карлики, которых называли чудью. У чудьи были большие белые глаза, поэтому их называли "белоглазыми". Карлики умели ковать железо, добывать золото, серебро и медь, производя из них удивительные вещи. По совету старых магов, которые предвещали приход россиян, белоглазый народ выкопал ямы, забрал все свои вещи и исчез в недрах земли. Поэтому россияне увидели лишь курганы. А легенды о странном народе местные жители рассказывают до сих пор, дополняя их все новыми фактами о встречах с белоглазыми.

Ненцы, населяющие северное побережье Ямала, оставили множество легенд о загадочных малорослых людях, которые жили на земле, ухаживая за стадами мамонтов, а позже переселились под землю. Изредка карлики выходят из подземного жилья, но только ночью. Белокурые волосы, огромные глаза, маленький рост — так их описывают. Ночью можно увидеть, как из-под земли выбиваются лучи синего пламени. Говорят, что это карлики разводят костры, чтобы согреться.

Почти во всех легендах есть общее: карлики были волшебниками и жили на островах Северного Ледовитого океана.

Гипотезу о существовании в северном регионе древней цивилизации, которая исчезла около 9000 лет назад, ученые XXI века подтверждают тем, что есть вероятность существования Арктиды среди Северного Ледовитого океана. Арктида не была целым материком, а являла собой совокупность массивов суши общей площадью около 250 000 км 2 . Еще 5000 лет назад вершины подводных хребтов составляли цепочку островов, образуя Арктиду, остров Врунгеля и Новосибирские острова. С неизвестных на сегодня причин Арктида пошла под воду, оставив на поверхности лишь Землю Франца-Иосифа и Шпицберген . Легендарная Земля Санникова , возможны тоже является частью затонувшей Арктиды.

Древние географы были уверены в существовании огромных островов. На карте XV-XVI веков центральная часть Ледовитого океана изображалась в виде суши, разделенной на несколько архипелагов.

В XIX веке исчезли острова Васильевський, Семеновский, Фигурина, Меркурия, Диомеда. Возможно, в древние времена Арктида служила мостом между Европой и Северной Америкой, существует прямая биологическая связь между растительным и животным миром и Таймыра. Известно, что весной огромные стаи птиц отправляются мигрировать на север, в Северную Америку. Птицы, перелетая на дальние расстояния, всегда стараются держаться ближе к земле. Орнитологи знают, что большое количество птиц гибнет, не долетая до берегов. Древние инстинкты гонят пернатых вперед, туда, где были острова, суша, а память птиц передавала информацию об этом из поколения в поколение.

О существовании Арктиды свидетельствует и наличие каменноугольных ископаемых на Шпицбергене. Очевидно, миллионы лет назад на острове была тропическая растительность, из остатков которой и образовался каменный уголь. Там, на севере, чаще встречаются останки мамонтов, которые просто не могли бы прокормиться в суровом северном климате.

Что касается жителей этих загадочных островов, то, наверное, север Евразии населяли карлики. Их маленький рост — "нанизм " — был своеобразной адаптацией к негативным факторам окружающего мира, таких как низкая температура, недостаточное количество пищи. Но малый рост не мешал иметь высокий уровень знаний о получении и обработке металлов, изготовлении оружия, украшений, орудий труда. Талантливые медики, таинственные маги, они оставили четкий след в легендах многих народов мира. Тайна исчезнувшей цивилизации еще ждет своего открытия.

В Европе гномами считали народ ненцев и лопарей. Путешественники рассказывали, что за Уральскими горами живут гномы ростом с трехлетнего ребенка.

А в , в небольшом поселке Хала Гуни, все жители имеют одно лицо! Лица всех жителей (а их 223) — мужчин, женщин, детей — абсолютно схожи, вплоть до мельчайших деталей.

Когда ученые провели анализ почвы и воды этой территории, то обнаружили там очень высокий уровень висмута и платины. Оказалось, эти вещества могут воздействовать на клетки беременных женщин и изменять развитие плода.

Люди поселка чрезвычайно набожны. Они верят, что удивительная особенность их поселка — это кара Божья, которая учит их относиться ко всем людям с одинаковым уважением. И все они одеваются по-разному, постоянно нося одежду определенного цвета и кроя, чтобы ни одного из них не спутали с другим.