Как добраться в реймс из парижа, франция. Как добраться из парижа до реймса Добраться из Парижа до Лиона

Между Реймсом и Парижем по европейским меркам небольшое расстояние, всего 145 километров и с учетом хорошо развитой транспортной инфрастуктуры проблем с тем, чтобы добраться из одного города в другой и в обратном направлении у вас не будет. Реймс это древний город с богатой историей, свое название он получил от племени ремов, которые проживали на этой территории в древности. В городе до сих пор сохранились следы многих древнейших построек. Но в первую очередь эта местность пользуется популярностью благодаря заводам шампанских вин, трюфелям, историческим центрам и шерстяной промышленности.

Многие туристы, которые приезжают во Францию на короткий срок и время у них ограничено, обращаются в местные туристические агентства, которые предлагают разные экскурсионные программы в Реймс (обычно такие поездки рассчитаны на один день). В Париже без проблем можно найти русскоязычного гида, который за умеренную плату организует отличную поездку. Стоимость такой экскурсии (как в принципе и любой другой) зависит от количества людей в группе, но в среднем цена стартует от 95-100 евро с человека.

Вы можете добраться и самостоятельно, но минусом такого путешествия будет отсутствие рядом человека, который мог бы рассказать о том или ином объекте или достопримечательности. У любителей самостоятельных поездок есть три варианта самостоятельной поездки. Первый вариант это взять в аренду автомобиль и на нем отправится в поездку, при этом ехать можно по платным или бесплатным дорогам. Преимущество платных дорог в том, что они имеют лучшее дорожное покрытие (хотя во Франции все дороги в идеальном состоянии), нет пробок, и расстояние до Реймса получается короче. Проезд по платной дороге обойдется примерно в 25 евро в одну сторону, а по времени займет примерно 1,5 часа.

Второй и самый популярный вариант самостоятельной поездки это поезд. При выборе поезда вы должны четко понимать, куда хотите добраться. Дело в том, что региональные поезда TER привозят пассажиров прямо в центр Реймса, в том время как поезда TGV останавливаются только в начале города (продолжить путешествие до центра города можно на автобусе, но ехать с пересадками это не очень удобно и требует дополнительных затрат). Поезда из Парижа в Реймс отправляются примерно один раз в час, а стоимость проезда колеблется примерно от 25 до 45 евро в зависимости от класса поезда (вагона), а также вокзала отправления и прибытия. Расстояние между городами поезд преодолевает менее чем за час.

Как ни бы это удивительно не звучало, но несмотря на небольшое расстояние между городами между городами налажено авиасообщение. С учетом всех нюансов полет на самолете получится только на 15 минут быстрее чем поездка на поезде, поэтому многие отдают предпочтение именно поездам (стоимость билета на самолет около 35 евро в одну сторону).

Самым бюджетным видом транспорта, который курсирует между Парижем и Реймсом считается автобус. Поездка на автобусе растянется примерно на два часа, но зато за билет придется отдать чуть более 20 евро.

Из достопримечательностей Реймса в первую очередь можно выделить Реймский собор, который известен тем, что в его стенах происходили все коронации, и на одной из них присутствовала сама Жанна д’Арк. Собор построен в готическом стиле, есть много картин, витражей, скульптур. С этим собором связано много тайн и самая главная из них связна с подземным лабиринтом. До сих пор достоменно неизвестно сохранился он до наших или дней. Известно только то, что в прошлом он существовал и пройти по нему мог каждый желающий, только передвигаться внутри лабиринта нужно было на коленях. Лабиринт был очень популярным, так как считалось, что проход по нему позволял избавиться от всех грехов.

Далее стоит обратить внимание на Марсовы ворота, которые во времена Римской Империи были главными воротами города. Свое название эти ворота получили в честь бога Марса (его храм в древние времена находился прямо за этими воротами).

Чтобы познакомиться с историей Реймса стоит посетить музей Сен-Реми, в котором собраны всевозможные экспонаты, которые рассказывают об истории этого французского города с момента его возникновения и до наших дней. Одними из самых ценных экспонатов являются королевские атрибуты, без которых была невозможной ни одна коронация.

Ну и конечно стоит посетить Дом шампанского Pommery. Экскурсия по этому дому включает в себя посещение известных на всю Европу винных погребов, которые располагаются в известняковых шахтах. Кроме этого можно принять участие в дегустации шампанских вин, которые готовятся по старинным рецептам.

Достопримечательностей в Реймсе гораздо больше, но если постараться, то все самое интересное можно посмотреть за один день (главное выехать из Париже пораньше, а не ближе к обеду).

Как добраться из Парижа в другие города?

Если вы оказались в Париже и хотите посетить другие города, то следуйте инструкциям ниже. Мы специально для вас приводим примерные цены на билеты до других городов и точные описания маршрутов на арендованных автомобилях.

Все города, названные ниже, мы описали на своем сайте! Ищите информацию о них в специальном разделе.

Добраться из Парижа в Бордо

На поезде добраться из Парижа в Бордо вы можете примерно за 3 часа 15 минут, 30 евро во втором классе (самом дешевом), состав отходит от вокзала Монпарнас в Париже.

На автомобиле из Парижа в Бордо можно доехать за 5 часов 17 минут по трассе А10 (около 590 км).

На самолете из Парижа до Бордо чуть больше часа.

Добраться из Парижа в Ренн

Вы можете доехать из Парижа в Ренн за 2 часа на поезде с вокзала Монпарнас, стоимость билета – 24 евро.

На автомобиле по трассам А11 и А81 из Парижа до Ренна можно добраться примерно за 3 часа.

Самолет из Парижа в Ренн обычно летит 1 час 10 минут.

Добраться из Парижа в Дижон

Из Парижа в Дижон на поезде можно доехать за полтора часа и 27 евро.

По трассе А6 вы можете добраться из Парижа до Дижона за 3,5 часа или чуть меньше.

Добраться из Парижа до Руана

Добраться в Руан можно с вокзала Сен-Лазар в Париже за один час 10 минут и всего 10 евро.

Доехать на автомобиле из Парижа до Руана можно по трассе D 14 и D 6014 за два часа.

Из Парижа до Аяччо

Добраться из Парижа в Аяччо можно только самолетом, ведь город расположен на острове Корсика. Это займет около 1,5–2 часов. Также есть паромы.

Добраться из Парижа в Монпелье

Как доехать из Парижа в Монпелье? Можно сделать это с вокзала Гаре-де-Лион в Париже всего за 3,5 часа, стоимость билета – 37 евро.

Добраться из Парижа в Монпелье можно по трассам А71 и А75 за 7 часов или чуть меньше.

Из Парижа в Монпелье можно долететь за 1 час 15 минут.

Из Парижа в Лимож

Добраться из Парижа в Лимож можно за 3,5 часа поездом с вокзала Аустерлиц в Париже, стоимость проезда – 24 евро.

На автомобиле вы можете доехать в Лимож из Парижа за 3,5 часа по трассам А10 и А20.

В Лимож из Парижа самолет добирается около 1 часа 10 минут.

Добраться из Парижа в Мец

Доехать из Парижа в Мец можно с вокзала Гаре-д-Ест за полтора часа и 42 евро.

На автомобиле – за 3,5 часа по трассам D 329 и А4.

Добраться из Парижа в Кан

Не путайте Кан с Каннами. Добраться из Парижа до Кана можно за два часа на поезде. Стоимость 15 евро, поезд отходит с вокзала Сен-Лазар.

На автомобиле дорога из Парижа в Кан займет 2,5 часа по трассе А13.

В Кан из Парижа добраться на самолете можно примерно за 50 минут.

Добраться из Парижа в Лилль

Вы можете добраться из Парижа в Лилль с северного вокзала Парижа за час и всего 25 евро.

На автомобиле дорога из Парижа в Лилль займет 2 часа 15 минут по трассе А1.

Добраться из Парижа в Клермон-Ферран

Чтобы добраться из Парижа в Клермон-Ферран недорого, отправляйтесь на вокзал Берси. Поезд идет 3,5 часа, билет стоит 35 евро.

На автомобиле можно доехать в Клермон-Ферран из Парижа за 4 часа по трассам А10 и А71.

Добраться из Парижа в Нант

Добраться из Парижа в Нант можно с вокзала Монпарнас за 47 евро и 2,5 часа.

По трассе А11 вы доедете до Нанта из Парижа за 3,5 часа.

Из Парижа в Нант лететь около 1 часа 15 минут. Рейсы бывают редко.

Добраться из Парижа в Амьен

Добраться в Амьен из Парижа можно с северного вокзала Парижа за час, поезд стоит 10 евро.

На автомобиле – за 1,5 часа по трассе А16.

Как добраться из Парижа до Марселя?

Доехать из Парижа в Марсель можно за 35 евро с вокзала Лион.

Добраться из Парижа в Марсель можно по трассам А6 и А7 за 6 часов.

Добраться до Марселя из Парижа можно за 1 час 15 минут.

Добраться из Парижа в Пуатье

Чтобы доехать из Парижа в Пуатье, отправляйтесь на вокзал Монпарнас. Поезд идет меньше двух часов и стоит 20 евро.

По трассе А10 можно доехать за 3 часа до Пуатье из Парижа.

Добраться из Парижа до Лиона

Чтобы доехать до Лиона из Парижа, вам потребуется 2 часа, доехать можно на поезде за 40 евро.

На автомобиле из Парижа в Лион можно добраться за 4 часа по трассе А6.

В Лион из Парижа лететь около часа.

Как добраться из Парижа в Безансон?

Добраться из Парижа в Безансон можно за 33 евро и 2,5 часа с Лионского вокзала Парижа.

По трассе А6 на автомобиле из Парижа в Безансон можно доехать за 4 часа.

Добраться из Парижа в Орлеан

Чтобы доехать до Орлеана, нужно сесть на поезд на вокзале Аустерлиц. Поездка займет около часа и стоит 10 евро.

На машине доехать в Орлеан можно за 1,5 часа по трассе N 20.

Добраться из Парижа в Шалон-ан-Шампань

Чтобы приехать в Шалон-ан-Шампань, вам нужно 1,5 часа и 27 евро. Поезд отправляется с восточного вокзала Парижа.

На автомобиле до Шалон-ан-Шампань можно доехать за 2 часа по трассам A 4 и D 933.

Как добраться из Парижа в Страсбург?

Чтобы доехать из Парижа в Страсбург, вам нужно 2,5 часа и48 евро. Поезд отходит с восточного вокзала в Париже.

На автомобиле доехать из Парижа в Страсбург можно за 4 часа по трассе А4.

Лететь до Страсбурга из Парижа – около 1 часа или чуть больше.

Добраться из Парижа в Тулузу

Чтобы доехать из Парижа в Тулузу, воспользуйтесь поездом с вокзала Аустерлиц в Париже. Он идет около 7 часов и стоит 26 евро.

На автомобиле до Тулузы можно доехать за 6 часов по трассе А20.

До Тулузы из Парижа лететь около 1 часа 10 минут.

Как проехать из Парижа в Версаль

До Версаля из Парижа можно добраться с вокзала Монпарнас всего за 5 евро (в оба конца), поезд идет около 15 минут.

На автомобиле по трассе А13 вы доедете из Парижа в Версаль за полчаса.

Добраться из Парижа в Фонтенбло

Чтобы доехать в Фонтенбло на поезде из Парижа, вам нужно 15 евро (в оба конца) и меньше часа, поезд идет с вокзала Лион.

На автомобиле доехать из Парижа в Фонтенбло можно за час по трассе N 6.

Добраться из Парижа до Шамбери

Чтобы доехать в Шамбери из Парижа, вам нужно пройти на лионский вокзал, сесть в поезд примерно за 42 евро и ехать около 3 часов.

Доехать до Шамбери из Парижа на автомобиле можно за 5 часов по трассе А6.

Добраться из Парижа в Гренобль

Чтобы доехать из Парижа до Гренобля, вам нужно пользоваться лионским вокзалом в Париже. Поезд идет около 3 часов, стоит около 37 евро.

На автомобиле доехать до Гренобля из Парижа можно за 5,5 часов по трассе А6.

Как добраться из Парижа в Биарриц?

Доехать из Парижа в Биарриц можно за 29,9 евро и 5,5 часов с вокзала Монпарнас.

На автомобиле до Биаррица из Парижа нужно ехать около 7 часов по трассе А10.

Как добраться из Парижа в Каркассон?

До Каркассона из Парижа можно доехать с вокзала Аустерлиц за 7,5 часов на поезде за 45 евро.

По трассе А20 вы можете доехать из Парижа в Каркассон за 7 часов.

Из Парижа в Довиль: как добраться?

Чтобы доехать до Довиля из Парижа, пользуйтесь вокзалом Сен-Лазар, поезд стоит 15 евро и идет 2 часа.

На автомобиле до Довиля добраться можно за 2 часа по трассе А13.

До Сен-Мало из Парижа

Добраться из Парижа в Сен-Мало можно на поезде с вокзала Монпарнас за 30 евро и 3 часа.

На автомобиле вы можете доехать из Парижа в Сен-Мало за 4 часа по трассе А13.

Как добраться из Парижа в Ниццу?

Доехать из Парижа в Ниццу можно на поезде с лионского вокзала з а5,5 часов и 36 евро.

Чтобы добраться на автомобиле из Парижа до Ниццы, вам потребуется 8,5 часов, пользуйтесь трассами А6 и А7.

Рейс Париж–Ницца длится около 1 часа 20 минут.

Из Парижа в Канны: как добраться?

Поездом из Парижа в Канны можно добраться з а5 часов с лионского вокзала з а36 евро.

Если хотите ехать на автомобиле, то из Парижа в Канны можно добраться за 8 часов по трассам А6 и А7.

Добраться из Парижа до Авиньона

Чтобы добраться из Парижа до Авиньона, вам потребуется 2,5 часа и 35 евро. Поезд отходит с лионского вокзала.

Вы можете доехать до Авиньона из Парижа з 6 часов по трасам А6 и А7.

Добраться из Парижа в Эз

Чтобы доехать из Парижа в Эз, вам нужно почти 7 часов, но всего около 40 евро. Поезд идет с лионского вокзала до вокзала в Ницце.

На автомобиле доехать из Парижа в Эз можно за 8 часов по трассам А6 и А7.

Как добраться из Парижа до Бастии?

Чтобы доехать из Парижа в Бастию, пользуйтесь самолетом: он доставит вас примерно за 1,5 часа.

На автомобиле по трассе А6 добраться до Бастии из Парижа можно за 15 часов.

Как доехать до Анже из Парижа

Добраться из Парижа в Анже можно с вокзала Монпарнас за 42 евро и 2 часа.

Чтобы доехать на автомобиле, пользуйтесь трассой А11, дорога займет около 3 часов.

Как добраться из Парижа в Альбервиль?

Добраться из Парижа до Альбервиля можно на поезде с лионского вокзала за 4,5 часа, пересадка в Шамбери, билет – около 52 евро.

Доехать из Парижа в Альбервиль можно на автомобиле за 6 часов по трассе А6.

Как добраться из Парижа до Онфлера

Чтобы доехать из Парижа в Онфлер, вам нужно сначала доехать до Довиля или Гавра, а уже затем – на автобусе в Онфлер.

На автомобиле до Онфлера из Парижа можно доехать за 2 часа по трассе А13.

Как доехать до Шартра из Парижа

Чтобы доехать в Шартр из Паржа, вам нужно уехать с вокзала Аустерлиц на поезде за 2 часа и 20 евро.

По трассам А10 и А11 можно доехать из Парижа до Шартра за 1 час 15 минут.

Как добраться до Шенонсо из Парижа?

Чтобы доехать из Парижа в Шенонсо, вам нужно 31 евро и 1,5 часа с вокзала Монпарнас в Париже. Одна пересадка.

На автомобиле из Парижа до Шенонсо можно доехать почти за 3 часа по трассам N 20 и А10.

Как доехать из Парижа до Ла-Рошель

Из Парижа в Ла-Рошель можно доехать за 25 евро и 3 с лишним часа на поезде с вокзала Монпарнас.

На автомобиле вы можете доехать из Парижа в Ла-Рошель за 2 часа по трассе D 6014.

Как добраться до Гавра из Парижа?

Доехать из Прижа в Гавр можно за 2 часа и 15 евро с вокзала Сен-Лазар.

По трассе А13 можно доехать до Гавра из Парижа за 2 часа.

Как добраться до Грасса из Парижа?

Чтобы доехать из Парижа в Грасс, нужно 40 евро, 6 часов. Поезд из Парижа отходит с лионского вокзала.

На автомобиле доехать из Парижа в Грасс можно по трассам А6 и А7, это займет около 8 часов.

Как добраться из Парижа в Куршевель

До Куршевеля из Парижа можно доехать только с пересадками примерно за 5–6 часов.

Доехать из Куршевеля до Парижа на автомобиле можно за 6 с лишним часов по трассе А6.

Как добраться до Реймса из Парижа?

До Реймса из Парижа можно доехать с восточного вокзала за 45 минут и 18 евро.

Чтобы доехать на автомобиле до Реймса, вам потребуется больше часа. Двигайтесь по трассе А4.

Как добраться из Парижа в Сен-Тропе?

До Сен-Тропе из Парижа можно доехать поездом, но только в Ниццу, Канны или Тулон. Далее – автобусом за 1 евро.

Чтобы доехать из Парижа в Сен-Тропе на автомобиле, пользуйтесь трассой А7 и А6, около 8 чаосв.

Как добраться до Трувиля из Парижа?

Чтобы доехать из Парижа в Трувиль, вам нужно около 2 часов и 15 евро.

На автомобиле до Трувиля можно доехать по трассе А13 за 2 часа или меньше.

Как добраться из Парижа до Тулона?

Чтобы добраться из Парижа до Тулона, вам нужно прийти на лионский вокзал. Поезд идет около 4 часов, стоит 36 евро.

На автомобиле доехать из Парижа до Тулона можно за 7,5 часов по трассам А6 и А7.

Как добраться из Парижа до Шамони?

Из Парижа до Шамони можно добраться на поезде за 5,5 часов, поезд отходит с лионского вокзала и стоит около 65 евро (одна пересадка).

По трассе А6 вы можете доехать из Парижа в Шамони за 6 часов.

Как добраться из Парижа в Нанси?

Чтобы доехать из Парижа в Нанси, вы можете воспользоваться восточным вокзалом. Поезд идет около 1,5 часов, стоит 37 евро.

По трассе А4 и N 4 вы можете доехать до Нанси из Парижа за 3,5 часа.

Приятных вам поездок по Франции!

Транспорт Парижа : метро, автобусы, кораблики, RER, карты и проездные.

The City of Love tops many travel lists and there’s good reason for that. One of the world’s most fashionable cities, Paris is a hub for culture, exquisite food and wine, architecture and art. Take a trip up the world-renowned Eiffel Tower, visit the Mona Lisa at the famed Louvre museum, spend a day wandering around the Musée d’Orsay, and revel in the wonders of Notre Dame Cathedral. No trip is complete without a visit to the Arc de Triomphe, shopping along the Champs Elysées and a performance at the Moulin Rouge.

Things to do in Paris

  • Louvre

    The Louvre or the Louvre Museum is the world"s largest art museum and an historic monument in Paris, France. A central landmark of the city, it is located on the Right Bank of the Seine in the city"s 1st arrondissement (district or ward). Approximately 38,000 objects from prehistory to the 21st century are exhibited over an area of 72,735 square metres (782,910 square feet). The Louvre in 2016 was the world"s most visited art museum, receiving 7.3 million visitors.

  • Eiffel Tower

    The Eiffel Tower is a wrought iron lattice tower on the Champ de Mars in Paris, France. It is named after the engineer Gustave Eiffel, whose company designed and built the tower.

  • Montmartre

    Montmartre is a large hill in Paris"s 18th arrondissement. It is 130 m high and gives its name to the surrounding district, part of the Right Bank in the northern section of the city. The historic district established by the City of Paris in 1995 is bordered by rue Caulaincourt and rue Custine on the north, rue de Clignancourt on the east, and boulevard de Clichy and boulevard de Rochechouart to the south, containing 60 ha. Montmartre is primarily known for its artistic history, the white-domed Basilica of the Sacré-Cœur on its summit, and as a nightclub district. The other, older, church on the hill is Saint Pierre de Montmartre, which claims to be the location at which the Jesuit order of priests was founded.

  • Notre-Dame de Paris

    Notre-Dame de Paris, also known as Notre-Dame Cathedral or simply Notre-Dame, is a medieval Catholic cathedral on the Île de la Cité in the fourth arrondissement of Paris, France. The cathedral is widely considered to be one of the finest examples of French Gothic architecture, and it is among the largest and most well-known church buildings in the world. The naturalism of its sculptures and stained glass serve to contrast it with earlier Romanesque architecture.

Маршрут популярен как у туристов, так и у жителей Франции, и его обслуживают разные виды городского транспорта. Автобусы и туристические шаттлы - хороший вариант для тех, кто путешествует в одиночку или парой, для молодых людей, ориентирующихся в стране и знающих язык, а также для тех, кому нужно сократить бюджет на отдых.

Преимущества автобусов и шаттлов перед другими видами общественного транспорта

Как правило, самый дешевый вариант. Проезд на автобусе либо сопоставим с прочими групповыми видами транспорта (например, с электричкой), либо на 5–15% дешевле любой альтернативы.

Поездка до остановки, откуда легко добраться до нужного места. А в случае с туристическим шаттлом, возможно, - даже до отеля. Рейсовые автобусы из крупных транспортных узлов уезжают по самым востребованным направлениям и проезжают через центральные районы окрестных городов и курортных мест. Например, от остановки, куда туриста довезет автобус от аэропорта, можно будет добраться до любого нужного места максимум еще с одной пересадкой. Туристические шаттлы Kiwibuses по ряду направлений развозят туристов до мест отдыха, а не высаживают в центре города.

Мини-экскурсия во время дороги. Автобус едет не быстро и с остановками. В некоторых туристических автобусах и шаттлах работают сопровождающие, которые скрашивают поездку тем, что рассказывают о достопримечательностях.

Недостатки автобусов по сравнению с другими видами общественного транспорта

Переполнены в часы-пик. Так как автобусы являются самым доступным вариантом, ими ездит большинство туристов, которые не готовы тратиться на такси. Возможно, придется ехать с багажом на коленях или даже стоя. Групповые шаттлы заполняются равномерно и отсутствие сидячих мест почти исключено, тем не менее, с местами для багажа могут возникнуть проблемы.

Может не быть билетов. По той же причине - автобусы во Франции популярны, поэтому билеты на них нужно покупать заранее, не рассчитывая найти их на месте.

Самостоятельный вояж во Францию позволил мне съездить в Реймс и Шалон-ан-Шампань; хотите знать больше про достопримечательности Реймса,

как добраться из Парижа в Реймс, где купить французское шампанское, как осмотреть реймсский собор - вот рассказ о поездке в область Шампань

Присматриваться к Реймсу я начал довольно давно: если интересуешься религиозной архитектурой, никак нельзя оставить без внимания такое выдающееся произведение зодчества, как реймсский собор. Вот только до определённого момента мне не удавалось спланировать поездку во Францию так, чтобы оказаться в Реймсе: то меня влёк Лазурный берег, то замки Луары, то неповторимый Париж… Действительно, чтобы уехать из Парижа, надо превозмочь себя, а кто ж возьмётся превозмогать в атмосфере парижской жизни?!

Однако настал момент, когда совпали сразу несколько факторов, а именно немного свободного времени и чертовски выгодное предложение французской сети железных дорог SNCF ; благодаря ему оказалось возможным добраться в Реймса из Парижа всего за 15 евро и час езды. Таким образом, жребий был брошен…

Поясню, к слову, с чего я вдруг посчитал указанную выше цену подарком судьбы: цены на железнодорожные билеты во Франции весьма высоки, и за любую поездку обычно приходится платить втридорога. Скажем, выкупив заранее место в поезде из Парижа в Страсбург, я отдал 29 евро по спецпредложению, но когда из-за задержки в метро экспресс отправился в путь без меня, пришлось отдать 79 евро за новый билет. Это в Италии реально проехать сотню километров за считанные евро, как это происходит, допустим, при переезде из Милана в Венецию, вояже стоимостью 15 монет – с потомками галлов всё по-другому, и заплатившим эту сумму едва-едва удастся за пределы Иль-де-Франс выбраться, не говоря уж о дальних расстояниях. Опять же, если в соседней Германии бытуют всякого рода земельные проездные и волшебный « Schoene - Wochendes - ticket », позволяющий проехать хоть всю страну, французы гордо игнорируют подобный опыт. Путешественнику, следовательно, остаётся только отслеживать спецпредложения и пытаться их использовать. Приведу такой пример: проезд из Парижа до Руана на экспрессе обошёлся мне в 12 евро по акции SNCF , тогда как дорога от Руана до Гавра (рукой подать!) встала дороже, ибо пришлось ехать обычной электричкой. Вот и получается, что добраться, положим, от Парижа в Реймс можно за час и 15 евро на скоростном поезде, а можно за вдвое большее время и 35 евро – вот такой вот парадокс!

Добавлю, что в обратный путь я рассчитывал пуститься из городка Шалон-ан-Шампань, считающегося столицей шампанского; идея купить пару бутылочек напитка, прославившего регион на весь мир, встретила полное понимание у моей спутницы. Между этими двумя точками также планировалось использовать скоростной поезд, и мы даже заплатили по пятёрке за билет. Этот переезд, к слову, стал лишней иллюстрацией сказанного про французские железные дороги абзацем выше: опоздав на нужный рейс, мы воспользовались обычной электричкой, и мало того, что ехали час с лишним вместо 15 минут, так ещё и выложили 9 евро против, как вы помните, изначальной пятёрки – вот он, парадокс…

Знакомство с таким историческим местом, как Реймс, началось осмотром главного вокзала города, недавно отремонтированного и потому чистенького. Само здание, возведенное перед самым началом Второй Мировой войны, красотой не блещет, но внутри есть почти вся необходимая путешественнику инфраструктура, за исключением разве что камеры хранения багажа – её в Реймсе нет.

Стоит отметить, что в Реймсе имеется ещё одна железнодорожная станция, вокзал «Gare Champagnes-Ardennes», и его не следует путать с основным терминалом: последний стоит рядом с центром города, а первый расположен буквально в чистом поле, и даже официально числится за какой-то богом забытой деревушкой Безанн; это километрах в семи от центральных кварталов Реймса, и единственный протянутый в те края трамвай ходит в лучшем случае два раза в час, а то и того реже – обстоятельство, сломавшее в итоге наши планы. На «Gare Champagnes-Ardennes» приходят те скоростные составы TGV , что следуют заем дальше в сторону Метца, так что планируя, как добраться в Реймс из Парижа, принимайте во внимание данный факт.

Вернёмся, впрочем, на старый вокзал Реймса, Gare du Reims , который связан с городом куда теснее, нежели его коллега-выскочка: на привокзальной площади помимо памятника уроженцу здешних мест Жану-Батисту Кольберу имеется целая россыпь остановок общественного транспорта. Все линии автобусов и трамваев объединены в единую сеть компании «Citura», билет на проезд общий. В принципе, от вокзала до главной достопримечательности Реймса, знаменитого собора, нетрудно дойти пешком, но ежели кто хочет сэкономить силы, то может купить в автомате бесконтактную магнитную карточку – часовой проезд обойдётся в 1.20 евро, пересадок разрешается совершать сколько угодно. Придётся, правда, добавить к покупке ещё 30 евроцентов за сам носитель информации, но его можно потом «перезаряжать» до четырёх раз, не тратя деньги на новую магнитку. Надо только держать в уме необычайную капризность автоматики: у меня два раза подряд серые агрегаты отказались брать купюры, презрительно выплёвывая их обратно и только третий соизволил заработать. Теоретически, билетные автоматы Реймса принимают к оплате кредитные карточки, вот только я не уверен, распространяется или нет на кредитки привередливость местной техники…

А без билета, доложу я вам, ехать совсем не комильфо: суммы штрафов более чем внушительные, так что при входе в транспорт не забывайте сразу же приложить купленный билет к считывателям.

Как я уже упоминал, от вокзала до наиболее интересных мест рукой подать, и лучше всего совершить пеший переход к собору, попутно знакомясь с городом и вживаясь в местную атмосферу. От привокзальной площади Кольбера в нужную туристам сторону идёт длинный бульвар, числящийся почему-то на карте площадью; так и написано чёрным по белому, «Place Drouet d"Erlon». В любом случае, площадь это или нет, а место приятное, подходящее для прогулок. Кругом, куда ни кинь взгляд, сплошь магазины и ресторанчики – скучать не придётся, и вдобавок можно будет присмотреть какую-нибудь кафешку, чтобы подкрепиться в конце экскурсии по Реймсу. На мой взгляд наиболее подходят для обеда «Mezzo di Pasta» в доме 47 и «Au Conti», это Place Drouet d"Erlon, 93. Первая точка предлагает разного вида макароны, в том числе с мясом, в основном на вынос; еда невзыскательная, однако дешёвая и сытная. Второе заведение куда выше классом, и подают там блюда французской кухни, в том числе знаменитое кушанье фуа-гра. Обед из трёх блюд в стильной обстановке обойдётся в 36 евро, и большая часть денег, как мне кажется, уйдёт на оплату пафосных интерьеров…

В конце бульвара (или площади, если будет угодно) стоит характерная для Франции карусель, которой можно воспользоваться по назначению, но лучше рассматривать её как ориентир для поворота налево. Тогда перед взглядом предстанет церковь Сен-Жак, одна из старейших построек города, возведённая на рубеже XII и XIII веков. Это между прочим единственный из реймсских храмов, дошедших до наших дней безо всякого рода переделок.

Интересной чертой церкви следует признать её колокольню, несколько повёрнутую относительно центральной оси храма. Чем вызвано такое искажение пропорций, лично для меня так и осталось загадкой…

По своему значению как исторического памятника Сен-Жак вполне способна тягаться с главной городской достопримечательностью храмом, однако по части архитектуры собор Реймса не имеет себе равных, и это сразу становится понятно, когда выходишь на распростёршуюся перед к его фасадом place du Cardinal-Lucon. Правда, я подсознательно ожидал чего-то большего от коронационного храма французских монархов. На мой взгляд, собору следовало бы добавить величественности и монументальности, да и размеры хотелось бы увеличить…

Так или иначе, а огромная постройка, возведённая в XIII веке, сменила свою предшественницу, стоявшую со времён раннего средневековья и сгоревшую дотла в очередном пожаре. Для завершения работ такого размаха потребовались целых семьдесят лет и таланты нескольких сменявших друг друга архитекторов. Их трудами Реймса обрёл образец зрелой готики, ставший подлинным украшением города. Ну и не будем забывать про значение собора для всей страны: испокон веков под сводами здания возлагали короны на головы французских монархов, и традиция не прервалась даже в Столетнюю войну.

Сейчас внутрь собора бесплатно пускают всех желающих, так что пройти мимо открытых дверей было бы просто глупостью. Увы, во время осмотра интерьеров придётся ограничиться только частью культурных сокровищ: если верить предупреждающим табличкам, в храме уже много лет тянется ремонт и часть убранства для осмотра недоступна. Нам, в частности, попалось на глаза объявление с извинениями за то, что восстановление витражей затянулось, и просьбой войти в положение реставраторов. Остаётся надеяться, что когда-нибудь собор Реймса окажется полностью отреставрирован и продемонстрирует гостям города свои интерьеры в полном объёме.

Под сводами собора у нас состоялась занятная встреча с одним из иерархов католической церкви; был это кардинал, есть судить по красной сутане. То есть встречался дядя не с нами, мы его встретили во время окучивания паствы, желавшей запечатлеться на память. Кардинал оказался человеком современным, понимающим и в роли «кинозвезды» вёл себя безукоризненно…

Выйдя из собора наружу мы сразу обратили внимание на памятник, по первости пропущенный нами: слева от фасада собора замерла фигура Орлеанской Девы. Жанна д’Арк неспроста расположилась именно тут, ведь как раз в Реймс отважная девушка пыталась доставить наследника французского престола, чтобы короновать его по всем правилам. Надо сказать, что фигура Жанны, стоящая снаружи, понравилась мне куда больше, чем та, что имеется внутри храма, где спасительница Франции запечатлена молящейся, тогда как верхом на коне Дева смотрится как-то правдоподобнее. Опять же, конный монумент удачно обрамляют деревья и кажется, будто всадница только что прискакала из леса вызволять из плена родную страну…

Полагаю, теперь настала пора отойти немного назад от фасада и запечатлеть всю громаду собора, как говорится, в полный рост. Сделать это позволяет обсаженная деревьями коротенькая r ue Rockefeller. Пятясь по ней до определённого места можно делать замечательные фотографии реймсского собора. Когда же настанет момент оторваться от съёмки, то выяснится, что улочка полезна не только видами, но и магазинами. Так, с левой её стороны находится контора « Champenoise», где лучший в Реймсе выбор сортов шампанского, так что если желаете прикупить пару бутылочек, полки с товаром к вашим услугам. Большинство единиц оформлено очень красиво, так что есть возможность прикупить шампанское в качестве подарка. Неплохо обстоят дела и с прочим спиртным: мне, например, понравился коньяк «Claude Chatellier» по полсотни евро за экземпляр. Интерес, на мой взгляд, может представлять и вино; весьма эстетично смотрелась коробочка с двумя бутылками по пол-литра – двадцать евро, недорого и симпатично.

Соседство магазин шампанского на Рокфеллерской улице Реймса завёл очень неплохое, в виде бара « Le Parvis», где, по сути, перед покупкой вина можно «продегустировать» напиток. Цены, правда, высоковаты, но учитывая, что заведение выставляет столики прямо на улицу, и клиенты лицезреют фасад собора, посетителей хоть отбавляй; народ не останавливает даже отсутствие над столиками тента, из-за чего в жару сидеть, как мне кажется, будет не очень комфортно. Свою роль в популярности бара играют и невысокие цены: бутылочка красного вина стоит 7 евро. Секрет дешевизны кроется в том, что большинство позиций винной карты - домашнего изготовления, о чём владельцы « Le Parvis» гордо уведомляют в специальных объявлениях. А чему, спрашивается, удивляться, если дело происходит в таком регионе, как Шампань?!

Наконец, напротив бара, чуть наискось, следует отыскать вывеску «Reims Cathedral» и направиться к ней. Данный визит враз поможет решить вопрос, где купить сувениры в Реймсе. Здесь есть всё, что нужно, начиная с магнитиков и тарелочек, а заканчивая гобеленами а-ля средневековье, с драконами, девами, рыцарями и прочей атрибутикой. Гобелены эти мне запомнились больше всего, равно как и почти настоящие сабли, равно как и полуметровой высоты сборный замок, от которого дети не могут оторваться. Ещё стоит отметить фужеры и кружки с изображением главной достопримечательности Реймса, кафедрального собора, и других интересных объектов. Хорош также выбор видовых открыток по пол-евро за штуку.

Сделав необходимые покупки и записав на память цены, я покинул магазин аккурат вовремя: на площадь перед собором прибыл из очередного рейса туристический паровозик. Да, центр Реймса не так уж велик, чтобы его нельзя было обойти пешком, и всё же многие туристы предпочитают отдать пять с половиной евро за билет, нежели тратить собственные силы на пешие прогулки. Кроме того, сорокаминутная поездка, что немаловажно, сопровождается аудиокомментариями, и оттого подобная экскурсия по Реймсу пользуется заслуженным успехом у гостей города. Добавлю, что пассажиры за время вояжа успевают увидеть и местную ратушу, и основные церкви, то есть те места, к которым мы с вами скоро доберёмся…

Однако сначала надо расстаться с громадной собора, а это нелегко сделать, ведь больно уж величественно смотрится здание. Даже с тыла главный реймсский храм выглядит стильно, не хуже, чем Нотр-Дам в Париже. Меня лично очень обозлило высказывание одного гражданина, утверждавшего, будто собор парижской богоматери хорош только фасадом – я сразу поинтересовался, доводилось ли ему сидеть в аккуратном сквере у задней стены постройки?! А оттуда ведь открываются прекрасные виды на аркбутаны и контрфорсы, создающие живописную картину, совершенно незабываемую. Вот и тут, в Реймсе, обратная сторона собора оказалась достойна внимания, не зря же прилегающая к ней Place des martyrs de la resistance заполнена целым выводком кафе, а те заполнены клиентурой. К слову, в этих заведениях реально очень недорого пообедать, потому как за 10 евро здесь подают комплект из мясного блюда и десерта, дюжина монет откроет доступ к следующей странице меню, где числятся рыба и опять же десерт. Столики стоят на улице, что даёт огромный выигрыш в случае хорошей погоды, так что если вас мучает вопрос, где пообедать в Реймсе недорого, имейте в виду эту маленькую площадь.

Не стоит забывать и про другое украшение округи, потому как помимо собора здесь имеется такая интересная постройка, как дворец Тау. Своё имя здание получило из-за необычной конструкции: Palais du Tau выстроен в виде буквы «т». Это обстоятельство, впрочем, не мешало французским королям именно дворец Тау использоваться для подготовки к коронации, после чего двигать в собор, который, как мы помним, стоит прямо через дорогу. А формой древняя резиденция правителей из рода Каролингов обязана историческим перипетиям, когда её то расширяли, то восстанавливали после очередного пожара, то перестраивали по королевскому капризу. Те конструкции, что мы видим сейчас, относятся по большей части к рубежу между XV и XVI веками, с дополнениями, внесёнными в конце семнадцатого столетия.

Следующей из достопримечательностей Реймса стала для нас ратуша, чей импозантный вид сперва сбил меня с толку – казалось, будто перед взором предстал образец архитектуры XVII века, снабжённый, как и положено, массой вычурных украшений; барельефы с оружием, вензели и скульптуры украшают фасад сверху донизу. На самом деле оригинальное здание ратуши было утрачено, и нынче мы имеем с дело всего лишь с копией – тщательно созданной и выдержанной в точности как следует, но всё же копией. Полюбоваться тем стилем, что пришёлся на период расцвета Франции при Людовике XIV, можно, однако обманываться насчёт исторической аутентичности не стоит…

Городская ратуша поставила нас перед сложным выбором дальнейшего пути: намеченные мной для осмотра достопримечательности Реймса находились от неё в разных концах города, и требовалось решить, куда направиться в первую очередь. Мне показалось, что хорошей идеей будет совершить визит к самому ближнему из объектов, церкви Сен-Андре, туда мы и направились. Вот только данный ход вышел ошибочным, так как храм, виденный мной на фотографии и вызвавший своим видом положительные эмоции, оказался на реставрации – колокольня была затянута строительными лесами, а без неё здание выглядит не очень здорово. Остаётся пожалеть, что эта постройка, возведённая в 1865 году, будет долго скрываться от глаз ценителей религиозной архитектуры: она представляет собой красочный пример французской неоготики.

Стало быть, мы зря сделали большой крюк, и оттого возвращались в центр без энтузиазма. Поправить настроение нам удалось только позже, так как сначала моя спутница с увлечением предалась шоппингу, а потом нас порадовала базилика Сен-Реми. Начну всё же с магазинов, так как прогулка по rue Arbalete способна порадовать даже взыскательных покупателей. Всякого рода бутиков там полно, и хотя лично мне большинство лейблов ничего не говорили, имевшийся под рукой знаток моды вынес категорическое суждение, мол, приобрести фирменную одежду в Реймсе лучше всего тут.

Я, как и большинство мужчин, к увлекательному для слабого пола процессу шоппинга равнодушен, и чувства мои всколыхнулись в этом царстве товаров только однажды, на place du Forum, где расположился блошиный рынок. Меня всегда тянуло к антикварным предметам, и потому реймсская «толкучка» отняла у нас немало времени. Что меня поразило, так это обилие разных книг на лотках – порой попадались очень колоритные издания XIX века, они стоили подороже, тогда как большинство потрёпанных книг на французском продавались за 3-5 евро.

Наконец мы двинулись на юг, взяв курс, приводящий нас к базилике Сен-Реми. Только сначала мы сделали остановку возле церкви Сен-Морис, выстроенную для иезуитов. Получив в начале XVII века разрешения обустроить в Реймсе своё представительство, братья во Христе выкупили комплекс старинного монастыря бенедиктинцев; в числе прочего достался им и старый храм. С 1620 по 1622 годы здание полностью отреставрировали и переделали интерьеры, во всяком случае именно так утверждают исторические хроники. Увы, с тогдашним обликом церкви нам, жителям современности, познакомиться не суждено, так как в середине XIX столетия Сен-Морис новые владельцы полностью перестроили. Сейчас эта постройка используется главным образом для проведения концертов церковной музыки.

И вот настал тот момент, когда мы прибыли к базилике Сен-Реми, настоящей жемчужине, фактически скрытой от посторонних глаз. Её, во-первых, затмевает собой слава собора Реймса, во-вторых, здание расположено сильно в стороне от центра – вот почему храм, не почти не уступающий собору по размерам и религиозному значению, остаётся без должного внимания туристов…

Возведение храма, посвящённого святому Реми, связано с культом этого выдающегося деятеля церкви, епископа, сумевшего окрестить племена диких франков. Тело проповедника после его смерти захоронили в Реймсе и почти сразу к могиле началось паломничество верующих. Тогда власти поспешили возвести над местом погребения небольшую часовню, заменённую впоследствии крупной церковью, выдержанной в романском стиле. Эта постройка простояла не один век, пока на рубеже I и II тысячелетий его не решили перестроить. Вот тогда базилика обзавелась готическими чертами, изменилось и внутренне убранство, обретшее большую выразительность.

Осмотр базилики, смею уверить, принесёт вам немало приятных минут, и ещё надо будет обязательно посвятить время знакомству с остатками старинных зданий по соседству – среди руин удаётся сделать очень живописные снимки.

Пожалуй, правильнее было бы отвести на осмотр Реймса весь день, однако, как вы вестимо помните, у нас в планах стояла ещё поездка в город Шалон-ан-Шампань. Билеты имелись у нас на руках, до отъезда оставалось ещё порядка сорока минут, и ничто не предвещало беды, когда выяснилось, что нужный нам трамвай, единственный транспорт, с помощью которого можно добраться до вокзала «Champagnes-Ardennes», ходит раз в час, и на очередной заезд мы только что опоздали. Нет, честное слово, настоящий идиотизм – станция вынесена куда-то в чисто поле, и ходит к ней один несчастный трамвай…

Теоретически, следовало бы воспользоваться услугами такси, вот только я в пребывал на сей счёт в растерянности, ибо непонятно было, где взять машину. Будь вокруг Россия, вопрос решился бы просто – выходишь к обочине, голосуешь и получаешь сразу не только такси, но и кучу частников-бомбил. Здесь же ничего такого в заводе не имелось, и ситуация попросту выбивала из колеи. Вот тогда я и совершил вторую ошибку: не подумав, собрался ехать в Шалон обычной электричкой, а всё потому, что обратный билет в Париж у нас был из этого города. Мне бы разузнать как-нибудь, что экспресс TGV по дороге оттуда делает остановку в Реймсе, и мы бы остались продолжать прогулку до вечера, после чего всё-таки сумели добраться до вокзала «Champagnes-Ardennes» из центра и оседлали бы поезд. А так пришлось ехать на главную городскую станцию, выкидывать там в урну билеты и покупать новые, на обычную электричку.

В итоге, потратив ещё 18 евро и больше часа времени мы всё же прибыли в Шалон-ан-Шампань, с которым парой недель ранее у меня вышло забавное недоразумение: готовя поездку и прикидывая, что к чему, я полез в Интернет выяснять насчёт тамошних достопримечательностей и не то что не обнаружил таковых, но и не нашёл самого городка. А всё потому, что искал я его по географической карте 1990-х годов, тогда как в 1998 году тот населённый пункт, что числился ранее как Шалон-сюр-Марн, переименовался в Шалон-ан-Шампань. После того как это недоразумение разъяснилось, я установил, что, по большому счёту, смотреть в городке нечего, но посетить его на пару часиков вполне можно, а, главное, вроде бы имелись хорошие возможности купить там качественное французское шампанское – столица региона Шампань-Арденны представлялась как раз местом, где следует совершить подобную покупку.

Парадокс, связанный с Шалон-ан-Шампань состоит в том, что город находится на оживлённейшей железнодорожной ветке между Страсбургом и Парижем, однако данное расположение слабо влияет на посещаемость Шалона туристами. Из-за этого местечко выглядит каким-то сонным и носит отчётливо различимый налёт провинциальности. Вокзал, тот да, вполне современный, как и подобает одному из пунктов на скоростной магистрали поездов TGV , но стоит выйти из здания терминала, как на тебя принимается давить та самая провинциальность. Я конечно люблю осматривать маленькие французские городки, и всё же шалонская архитектура, характерная для Франции, после монументальности Реймса казалась мне достойной скорее жалости, нежели восхищения.

Добавили ощущения провинции и первые шаги по городу, приведшие меня к двум подряд мостам на улице Жана Жореса. С них обоих открывались поросшие деревьями берега и деревенского вида отмели, вторая по счёту переправа к тому же соседствовала со шлюзом, причём шлюзом «домашнего», так сказать, изготовления, когда владелец катера или яхты во время операций с водой по-соседски треплется со шлюзовым смотрителем. Само собой, соответствующие операции привлекли зевак из числа местных подростков, глазевших на уходящую воду так, словно им представили некое волшебство…

Хорошо хоть почти сразу после шлюза мне на глаза попался местный собор, несколько подправивший мои первые впечатления от города. Достопримечательности имеются в любом городе Франции, но такие громады, как собор Шалон-ан-Шампань встречаются нечасто. Что интересно, даже специалисты не могут точно сказать, когда именно начали строить местный Сент-Этьен; известно, что дело было в XII веке, но не более того. Куда лучше обстоят дела с дальнейшей датировкой: храм освятили в 1147 году, когда закончили основную часть строительства, даром что и после этого знаменательного события отделочные работы под шумок продолжались, и в итоге среди ярко выраженных романских черт собора откуда ни возьмись появились черты готические – высокие окна и часовни. Кроме того, во второй четверти XVIII века шалонский Сент-Этьен вдруг обрёл барочный фасад, совершенно не гармонирующий с остальными частями здания.

Гораздо приятнее наружного осмотра оказалось посещение собора, где посетителя встречают продуманные интерьеры, а высоченные потолки и царящий под сводами полумрак скрывают несовершенство конструкции.

Выйдя из собора на улицу, сразу обращаешь внимание на здание вдалеке справа, красиво замыкающее перспективу: это ратуша городка Шалон-ан-Шампань. Оно выдержано в стиле классицизма и являет собой прекрасный образчик французского зодчества второй половины XVIII века. Проектом занимался в 1770 году архитектор Николя Дюран, создавший из непритязательных вроде бы деталей по-своему великолепный фасад, и отсутствие пышного декора совсем не портит облик постройки, скорее наоборот. Хотя кое-какие украшения у ратуши имеются, и если доберётесь до неё, сфотографируйтесь, как это делают все туристы, со львами, охраняющими ступени главного входа.

Интерес для любителей архитектуры представляет также церковь Нотр-Дам на rue de Vaux – она вполне способна сойти за рыцарский замок средних веков. Сложно сказать, зачем в XII веке, когда возводили храм, потребовалось такое количество башен, но они есть, и этим всё сказано. Что интересно, на строительство столь сложного по форме здания потребовалось всего-то шестьдесят лет, и это необычайно быстро по тем временам. Итог труда строителей, к слову, превзошёл, думается, все их ожидания, так как мало того что Нотр-Дам по-шалонски пользуется огромным уважением у верующих, он ещё и занесён в Список культурного наследия ЮНЕСКО одновременно и как ценный объект культуры, и как старинная постройка. Так что уделите церкви достаточно времени. И не забудьте побывать под её сводами, чтобы оценить качество витражей и оформление интерьеров.

Ещё можно порекомендовать добраться до ворот Сен-Кру, хотя аллею Вольтера, где они расположены, от центра отделяет приличное расстояние, там натурально семь вёрст киселя хлебать. Место, между тем, историческое, так как через эти самые ворота, построенные в 1769 году, проезжала по дороге в Париж будущая супруга Людовика XVI , тогда ещё принцесса Мария Антуанетта. Странно только, что горожане не удосужились возвести нечто более роскошное, ограничившись конструкцией скромной, если не сказать бледноватенькой…

На всякий случай подскажу тем, кто соберётся совершить прогулку к воротам, что в Шалоне действует сносная система общественного транспорта. Расписание и актуальную информацию можно получить на сайте www. sitacbus. fr , я же сообщу, что проезд стоит 1 евро, билеты покупаются непосредственно при входе в салон у водителя. Местные жители используют проездные карточки, но, как мне кажется, при кратковременном визите, а именно такие поездки и совершаются в эти края, возиться с карточками не резон.

Прогулка по столице региона Шампань-Арденны вышла всё же чересчур короткой, ибо хотя здешние достопримечательности далеки от масштабов того же Реймса, местная архитектура, по крайней мере в центре, приятна на вид. Жаль, что дурацкая промашка с реймсским вокзалом стоила нам так много времени…

Да, прогулка по Шалону вышла чересчур короткой, и всё же за пару часов мы успели несколько проголодаться. И вот тогда выяснилось, что если в Реймсе поесть недорого можно в нескольких местах, то в столице области дела с этим плохи. Несколько раз нам попадались всякого рода кебабные, я приметил пару булочных, однако нормальный ресторанчик обнаружить так и не удалось. Пришлось ограничиться покупкой багета, и отложить ужин до Парижа. Багет, кстати, оказался очень даже аппетитным, с хрустящей корочкой и нежнейшей мякотью, так что я с чистым сердцем рекомендую заведение «Au Pain Delice» на привокзальной улице Rue Jean Jaures , это почти рядом с мостом в сторону центра. Багет нам обошёлся всего в 65 евроцентов, и это ведь речь идёт об отличного качестве выпечке!

Это, по сути, всё, что я могу сказать насчёт питания в Шалоне, насчёт покупок тоже информации с гулькин нос: специализированные магазины, где можно купить качественное французское шампанское, мы не нашли, по части же шмоток мои рекомендации ограничиваются улицей rue de Marne , заточенной под шоппинг как нельзя лучше.

Итак, могу сказать, что если вам интересна самостоятельная поездка из Парижа в регион Шампань, дело это стоящее и полезное. Сосредоточьте своё внимание на достопримечательностях Реймса, и там же купите сувениры да спиртное – город хоть и не носит столичного статуса, как Шалон-ан-Шампань, выигрывает у последнего по всем статьям…