Где находится остров тиран. Морская прогулка и экскурсия на остров тиран

Остров Тиран (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

В устье Акабского залива между Египтом и Саудовской Аравией покоится необитаемый остров Тиран. Еще полвека тому назад он олицетворял собой абсолютную загадку для исследователей, но в короткий период превратился в одну из самых востребованных туристических достопримечательностей Египта.

Название острова Тиран восходит корнями к древней бедуинской легенде. Однажды арабская принцесса Санафир влюбилась в мужчину по имени Тиран. О запретной любви узнал ее отец и страшно разгневался. Влюбленных разлучили и поселили на разных островах Красного моря. Тогда отважный Тиран решил добраться до Санафир вплавь и бросился в море. Но не суждено было подвигу свершиться: Тиран погиб в окружении хищных акул. А Санафир и по сей день ждет возлюбленного. Если прислушаться, то можно услышать ее голос, доносящийся с ветром. И по-прежнему в заливе Акаба ютятся два острова - Санафир и Тиран.

Побережье острова входит в состав национального заповедника Рас-Мохаммед - наиболее живописного места Красного моря.

Издалека остров Тиран напоминает каменистую гору, выныривающую из-под тяжелых морских вод. Он практически лишен растительности и источников питьевой воды, а по периметру окаймлен непроходимым рифовым барьером. У берегов Тирана коротают век обломки затонувших кораблей - «Лары» и «Луилы», дополняя его дикий и неприступный образ. Высадка на остров запрещена и чрезвычайно опасна. Есть сведения, что отдельные части острова остались заминированными со времен израильско-египетского конфликта. Впрочем, остров не так уж необитаем: на его землях находится база миротворцев ООН с наблюдательной миссией.

А между тем экскурсии на остров Тиран остаются самым привлекательным туристическим направлением Шарм-эль-Шейха. Побережье острова входит в состав национального заповедника Рас-Мохаммед - наиболее живописного места Красного моря. Остров служит приютом для тысяч черепах и перелетных птиц. Но главная его красота скрывается в морских недрах: коралловые рифы острова Тиран входят в десятку лучших в мире мест для подводного плавания.

В Тиранском проливе насчитывается четыре коралловых рифа. Все они носят имена английских исследователей, впервые изобразивших их на карте: Джексон, Гордон, Вудхаус и Томас. За исключением рифа Гордон они представляют собой подводные отвесные скалы, целиком поросшие разноцветными кораллами. Кристально чистая вода, богатый подводный мир и причудливые полипы в совокупности образуют действительно сказочную картину.

Помимо пестрых рыбок, раковин, губок и прочей морской живности в рифах острова Тиран можно встретить и более крупных представителей морского царства. Когда море спокойно, сквозь его прозрачные толщи просматривается подводная жизнь во всем своем разнообразии. В отдельных местах рифа можно наблюдать огромных рыб, черепах и дельфинов.

В водах Тирана

Экскурсии на остров Тиран стартуют из порта Наама Бей в Шарм-эль-Шейхе. Длительность морской прогулки в среднем составляет пять - шесть часов. Экскурсии осуществляются на небольших катерах в сопровождении опытных гидов-инструкторов. По ходу экскурсии катер делает несколько запланированных остановок. Всем желающим выдают маски, трубки и ласты для подводного плавания. А чтобы продлить время погружения, можно воспользоваться аквалангом. Базовая стоимость экскурсии - 30 - 45 USD, с аквалангом - 50 - 55 USD. В цену включены напитки и обед на катере.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Договор о делимитации морских границ с Саудовской Аравией. Согласно этому документу, королевству отходят два острова в акватории Красного моря - Тиран и Санафир.

Это необитаемые острова, расположенные в проливе Тиран между Саудовской Аравией и Египтом (в 40 км от египетского курорта Шарм эш-Шейх). Пролив имеет стратегическое значение, поскольку является единственным выходом из залива Акаба в Красное море.

Площадь острова Тиран составляет 80 кв. км, остров Санафир - 33 кв. км. По одной из бедуинских легенд, они названы в честь двух возлюбленных - принцессы Санафир и простого юноши Тирана, которые были разлучены и поселены на этих островах.

Вопрос о принадлежности

Суверенитет Египта над островами был впервые закреплен в Лондонской конвенции 1840 г., подписанной после того, как египетский правитель Мухаммед Али поднял восстание против Османской империи. Война проходила в два этапа - 1831-1833 и 1839-1841 гг., к 1840 г. под контролем Мухаммеда Али оказалась вся Сирия, было выдвинуто требование о независимости Египта.

Слабость центрального правительства Османской империи заставила вмешаться в войну Великобританию, Россию, Францию, Австрию и Пруссию на стороне османов, которые способствовали заключению мирного договора. По его условиям территория Египта, а также острова Тиран и Санафир перешли под контроль Мухаммеда Али, Аравийский полуостров был возвращен под протекторат турецкого султана.

В 1906 г. острова были признаны территорией Египта по британо-турецкому соглашению, урегулировавшему переход Египта под протекторат Великобритании. Однако в 1930-е гг. возникшее в качестве единого государства Королевство Саудовская Аравия (КСА) выдвинуло претензии на острова, заявив, что они являются частью Хиджаза - территории на западе Аравийского полуострова, которая вошла в состав королевства.

В 1956 г. во время Суэцкого кризиса (в результате национализации Египтом Суэцкого канала Франция, Англия и Израиль выступили против Каира) острова временно заняли израильские военные. Они были возвращены Египту в ноябре 1956 г. после вывода израильских войск с египетской территории.

После Шестидневной войны 1967 г. Тиран и Санафир вновь перешли под контроль Израиля и были возвращены под юрисдикцию Каира лишь в 1982 г. Через год острова стали частью египетского национального природного заповедника Рас-Мухаммед.

В 2010 г. на фоне обсуждения совместных инвестиционных проектов на Синайском полуострове Египет и Саудовская Аравия начали переговоры о делимитации территориальных вод и статусе островов. С тех пор состоялось более 10 раундов переговоров. В декабре 2015 г. члены египетской технической комиссии заявили, что острова находятся в пределах саудовских территориальных вод и подпадают под юрисдикцию Эр-Рияда.

Соглашение 2016 года

8 апреля 2016 г. в Каире король Саудовской Аравии Сальман без Абдель Азиз Аль Сауд и президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси подписали соглашение о делимитации морской границы между государствами. В соответствии с ним Египет признал суверенитет Саудовской Аравии над островами Тиран и Санафир.

При этом Саудовская Аравия гарантировала свободу судоходства в проливе Тиран, предусмотренную мирным договором между Египтом и Израилем 1979 г. Кабинет министров Саудовской Аравии одобрил сделку 2 мая 2016 г.

Кроме того, в апреле 2016 г. было подписано соглашение о строительстве 50-километрового моста через Красное море, который свяжет египетский курорт Шарм эш-Шейх, остров Тиран и Рас-эш-Шейх-Хамид (территория на севере Саудовской Аравии). Подписание этого документа стало частью плана по развитию Синайского полуострова, на реализацию которого Саудовская Аравия выделила $1,7 млрд. По данным СМИ, причиной передачи островов стали обещания крупных саудовских инвестиций в египетскую экономику.

Критика и протесты в Египте

Решение отказаться от островов в пользу Саудовской Аравии вызвало волну возмущения в Египте - многие расценили действия властей как акт "продажи" Каиром национальной территории, что ущемляет суверенитет страны. 15 и 25 апреля 2016 г. в Каире прошли массовые акции протеста против передачи островов (по мнению ряда экспертов, строительство моста нанесет ущерб как экологии Красного моря, так и туристической отрасли Египта).

Полиция применила против демонстрантов слезоточивый газ. Более чем 150 участникам несанкционированных акций были вынесены обвинительные приговоры (от 2 до 5 лет тюрьмы и выплата штрафов). Впоследствии большинство дел было отправлено на пересмотр и многие обвиняемые были оправданы.

В мае 2016 г. в административный суд Каира группой местных адвокатов был подан иск против передачи островов.

21 июня 2016 г. суд признал недействительной сделку между Египтом и Саудовской Аравией, заявив, что она противоречит соглашению 1906 г., нарушает ряд нормативных актов государства и не может быть представлена на рассмотрение парламента в соответствии с конституцией Египта.

8 ноября 2016 г. Высший административный суд Египта отклонил апелляцию правительства, оставив в силе вердикт о признании соглашения недействительным, что фактически его аннулировало.

Признание договора законным

2 апреля 2017 г. каирский суд по рассмотрению срочных дел признал легитимность договора между Египтом и Саудовской Аравией. Прежнее решение Высшего административного суда Египта об аннулировании документа было названо недействительным.

13 июня 2017 г. комитет по конституционным и законодательным делам парламента Египта большинством голосов одобрил передачу Саудовской Аравии островов Тиран и Санафир, что дало возможность вынести этот вопрос на голосование депутатов. 14 июня 2017 г. парламент Египта одобрил передачу островов. Под саудовскую юрисдикцию острова перешли после подписания соглашения 2016 г. президентом Египт.

Великолепный вид на остров Тирана открывался прямо с пляжа нашего отеля. Он приятно разнообразил вид на море. Прогулка на остров - одна из активно предлагаемых экскурсий. Завлекают на нее предложением нескольких красот: купанием с маской в открытой воде, на рифе и гигантскими черепахами, живущими у острова. Существуют два вида транспорта для этой прогулки: тихоходный двух- или трехпалубный катерок и быстроходная моторная лодка (speed boat).

В первом случае прогулка продолжается почти весь день: катер идет не менее 3-4 часов в одну сторону, потом на часок останавливается для водных процедур и столько же времени тратит на обратный путь. В условиях почти полной загрузки судна и долгой дороги это путешествие не из самых приятных. К тому же болтанка на таком катере - будь здоров! Стоит такая прогулка $40 с человека. Обед - в море, сухим пайком.

Второй вариант предполагает аренду быстроходной лодки за $200. Максимальная вместимость лодки - 8 человек. Вся прогулка укладывается в 2 часа: лодка идет 30 минут до острова и где-то в пределах часа - программа, включающая купание на рифе и короткую высадку на берег.
В литературе остров называется Тиран (Tiran). Я своими глазами видел написание названия острова как "остров Тирана" (Tirana, имя не собственное). Не буду следовать первой версии, мне ближе более поэтическое название - Тирана.
Остров, со слов местных, является запретной территорией - на нем по-прежнему расположена военно-морская база Египта. Но я встречал в Интернете и сведения о том, что остров - ничей и военная база на нем принадлежит ООН (!?) - см., например, . Мне представляется несколько фантастической идея о военной базе ООН (я раньше ничего подобного не слышал).

История острова очень интересна. Мне показалась правдоподобной израильская версия, египетской версии я не нашел. Привожу цитату из статьи об истории Шарм-эль-Шейха из Электронной еврейской энциклопедии :

Остров Тиран (площадь - 59 кв. км) расположен в 7 км от побережья Синая (мыса Рас-Нусрани) при входе в Эйлатский залив; остров не заселен, не имеет источников пресной воды. Восточнее Тирана находится остров Санафир (площадь - 24 кв. км), также не заселен. Берега островов и бухт окаймлены коралловыми рифами, в связи с чем ширина так называемого Тиранского пролива, соединяющего Эйлатский залив с Красным морем (формально - 4 км), резко сужается, оставляя проход для судов не более 300 м. На острове Тиран в 5–6 вв. н. э. находилось независимое еврейское княжество, возможно, прозелитское (см. Прозелиты), именуемое в исторических хрониках Иотав или Иотват. Население занималось транзитной морской торговлей, было связано с еврейскими центрами в Аравии, Эфиопии, возможно, Египте. Княжество обладало сильным флотом. Под давлением Византии жители Тирана перешли в христианство и в 525 г. н. э. содействовали уничтожению иудейского государства Химьяр в Йемене (Южная Аравия), перевозя на своих кораблях византийские войска. В 535 г. Тиран был захвачен императором Юстинианом; по мере ослабления Византийской империи остров потерял свое значение и с 7 в., после арабского нашествия, перестал упоминаться в исторических источниках. Вплоть до 20 в. район Шарм аш-Шейха - место стоянок бедуинов.
Цитируемая энциклопедия называет залив, при входе в который находится Тирана, Эйлатским. Эйлат - самая верхняя точка залива, израильский порт, единственный выход Израиля в Красное море и Индийский океан. Арабские источники называют залив Акабским - по имени города Акаба (Иордания), тоже крайней северной точки залива. No comments.
...Моторная лодка, которая нас повезла на Тирану, была метров 7-8 в длину. Она была оснащена двумя двигателями. За капитанским мостиком - панелью управления с обычной автомобильной баранкой - на приличном расстоянии располагался кожаный диван, занимавший всю ширину лодки - от борта до борта. На диване свободно умещались четверо. На корме, на крышке моторного отделения располагались два "лежачих" места - два кожаных матраца. На корме лодки был маленький уступчик, с которого в воду откидывался водолазный трап.

Нос лодки был впечатляющим - он составлял не менее половины, а то и 2/3 ее длины. В носу находилась каюта. Времени, да и необходимости, ходить ее осматривать не было, поэтому ничего и не могу про нее сказать.

Команда лодки состояла из трех человек: капитан-рулевой, матрос и инструктор-пловец. Последний имел очень колоритную внешность: в меру кругленький арабский дядечка, высокого роста, с аккуратной недлинной бородкой - совершенно не похожий на тощих египтян-арабов (эти выглядят как мальчики). Когда он в гидрокостюме влез в лодку на причале и по-хозяйски улегся на корме, я подумал, что он - один из дайверов, которого подсадили к нам в качестве компаньона, просто понырять с лодки. А оказалось, что он - член команды. О его роли в прогулке - чуть позже...

Катер был очень мощный: он резко стартовал, мгновенно переходя в глиссирование. При движении по волне (море немного волновалось) создавалось впечатление, что сила двигателей заставляет его просто перескакивать с волны на волну.
...Второй день немного штормило. С гор дул сильный, порой шквалистый ветер. Пальмы вдоль дорог, на открытых местах, сильно клонились по ветру, пытаясь удержаться за воздушный поток щупальцами-листьями. На пляже, который был скрыт от гор обрывом, ветер особенно не чувствовался, но на море была небольшая волна - до 0,5 м. На скорости по волнам. Лодка шла на скорости, перепрыгивая с волны на волну. В эти моменты она как бы проваливалась вниз, а следующую волну разбивала своим острым носом. Я не сел на кожаный диван за спиной капитана, а расположился с инструктором на топчанах на корме. Свежий ветер дул мне в лицо, за бортом живописно пузырилось море. В какой-то момент лодка сменила курс, развернувшись немного боков к волнам. И тут началось! Волны стали заплескивать корму лодки, обдавая меня через равные промежутки времени соленым дождем. Пришлось развернуться на 180 градусов и лечь головой по курсу - так заливало только ноги.

Кстати, на обратном пути, когда я уже сидел на носу лодки, корму захлестывало так, что инструктор даже надел маску с трубкой, чем несказанно всех повеселил. Выглядело это очень занятно: бородатый человек в гидрокостюме сидит на воздухе в маске с трубкой. Он и сам веселился от души.
Первая остановка по программе была у останков советского (я не ошибся - советского) судна, севшего на риф. К моменту этой остановки мы уже чуть-чуть обогнули остров с левой стороны - эта часть берега не была видна с нашего пляжа. Морской бинокль я с собой не брал, но уверяю, что останки судна с берега не видны.

На трубе корабля шутники от руки намалевали гордую надпись "ВМС". Может быть, может быть... Почему бы и нет?

Второе судно, которое вскорости показалось перед нашим глазами, было американским. Не знаю почему, но все мы как один рассмеялись - он американца не осталось практически ничего. М-да, думаю, что смех был вызван генетической гордостью: а наши то останки больше и останистей ... Хм-хм.

На фотографии американского корабля (справа) очень хорошо видно, что он стоит практически в центре кораллового рифа. Вода над рифом имеет другой цвет - она более светлая и более зеленая.

[Планирую изучить вопрос об истории этих судов и дописать вскорости эту заметочку.]
Чуть дальше, когда риф с американским кораблем оказался у нас за спиной, нам открылась целая флотилия катеров, обслуживающих дайверов. Они очень живописно стояли рядком, носами в одну сторону - в сторону рифа. Наш капитан нашел достаточный промежуток между катерами, вошел в него и сбросил обороты двигателя. Стало понятно, что вот именно здесь нам и предстоит заняться снорклингом (snorkling). Осязаемо большое расстояние до кромки рифа, открытая вода и волнение на море не создавали атмосферу радости и счастья...

До этого момента я плавал с маской на пляже и в парке Ras Mohammed. И там и там это было прибрежное плавание: на пляже так вообще выходили в море с понтона, в Ras было посложнее - приходилось выходить в море с рифа, но риф был у берега. Тут я понял некоторую разницу в прибрежном плавании и плавании в открытой воде. Давно-давно А.О., вернувшись с каких-то островов в Атлантическом океане, рассказывала мне о сильнейшей энергетике океана, мощь которой реально, физически ощущается на океанском берегу. Теперь я верил ее рассказу на все 100!

Последний раз я плавал в ластах давно, очень давно - когда я был совсем ребенком. У меня был полный комплект: полностью резиновые ласты, маска и трубка. Все это мне купили бабушка и дедушка перед первой моей поездкой на море. Я с ужасом смотрел на ласты, которые мне предложили надеть...

Экипировавшись - маска ласты - я аккуратно сошел в воду. Качало. До рифа было очень далеко. Я сделал несколько энергичных движений ногами и руками, опустил голову в воду и понял, что все не так страшно, как это рисовалось с борта лодки. Волнение как-то успокоилось - я его просто не замечал, я мог быстро и свободно плыть, риф, казавшийся недостижимым, оказался совсем рядом - в каких-то десятках метров.

Внизу все было красиво: высокая стена рифа, поросшая причудливыми и разноцветными кораллами, множество рыбок, снующих в разные стороны. То, что открывается взору на пляже не может сравниться с красотой и разнообразием этого рифа в открытом море! Рыбки, которые на пляже были представлены одиночными экземплярами, здесь плавали целыми стаями. Разнообразие кораллов было фантастическим! Их размеры поражали воображение. Если у пляжа глубина моря была 6 метров, то здесь дно скрывалось за темнотой водной толщи... Описывать все это великолепие бесполезно, это надо видеть!
Я выпрыгнул в море первым, Д.Б. немного припозднился. Дядечка-инструктор приплыл вместе с ним. В его обязанности входило подстраховывать нас: он плыл параллельно нашему курсу и, надо признаться, не особенно заботился нашей подстраховкой. Скрестив на груди руки, он работал ногами в ластах и любовался подводной жизнью рифа. Его манера плыть в ластах подсказала мне правильный способ плавания, я перестал грести руками и поплыл в его манере. Оказалось, что ноги в ластах с лихвой компенсировали скорость, сообщаемую телу руками.

Несмотря на то, что температура воды была +21-22 градуса, ее нельзя было назвать парным молоком. В какой-то момент, наверно, минут через 15-20 такого плавания, наступало лавинообразное охлаждение тела, становилось некомфортно и хотелось немедленно вылезти из воды. Что мы и сделали.

Мы высадились на берегу о. Тирана. Это было чудное место! Во все стороны простирался очень оригинальный "пляж": плато, устланое утрамбованным песком пополам с глиной, на которой сверху лежали маленькие, но острые и неприятные на ощупь (ступней!) камешки. Я вылез из лодки на берег без тапочек и очень сильно об этом пожалел! Ходить по берегу было еще туда-сюда, а вот возвращение на лодку, причаленную к камню, одной стороной лежащем на суше, а второй стороной оброненным в море, - было сущим адом! Камень был не гладким, а щербатым и если бы не помощь Дашки, о плечо которой я опирался, то не знаю как бы мне удалось вернуться на лодку по суше (по камню).

Весь берег был выложен каменными автографами: во-видимому, каждый приплывающий на остров Тирана считал своим долгом увековечить свой визит, к тому же ровное плато-пляж и бесчисленное количество камешков более-менее подходящего размера (это они так режут ступни ног!) давали в распоряжение жаждующих все средства и возможности.

На сколько хватало глаз - все было испещрено надписями. В зависимости от свободного времени кто-то выкладывал каменный "автограф" буквами высотой метра два, а кто-то мельчил маленькими буковками, не более полуметра высотой. В-основном, как мне удалось разглядеть, люди оставляли для потомков (хи-хи!) свои имена: я прочитал несколько итальянских имен.

Русские, посетившие до нас остров Тирана, отметились своей фантазией, упорством и уважением к себе и другим людям: огромная надпись-автограф, выложенная не самыми мелкими камешками и имеющая не самую скромную высоту букв, содержала в себе квинтэссенцию умника, оставившего на острове слово "х..й". Где вы вандалы советских времен, оставлявшие в неподобающих местах целомудренное "здесь был Вася"? Нет... "Иных уж нет, а те далече".
...Выброс адреналина в кровь был явно не достаточен, я это чувствовал. Некоторая склонность к авантюрам, разумному риску и управляемому экстриму взяли свое - я запросился на нос лодки. Капитан дважды меня переспросил: я уверен? И еще не менее трех раз предупредил о том, что я сам буду нести ответственность за свою безопасность. Я не возражал...

Капитан сбросил ход и дал мне возможность перебраться на нос лодки. Я сел на палубу и подсунул ноги под низенькое ограждение по периметру. (Да простят меня яхтсмены - не знаю я как это все называется правильно и по-морскому!) Больше держаться было не за что. Лодка стала набирать ход.

Ощущения неповторимые! На море - волна, она идет точно перпендикулярно курсу лодки. Лодка, взобравшись на волну, оказывается над открывающимся за полной "провалом" и с силой падает в него. Мне, сидящему на самом носу лодки, представляется, что под носом лодки провал не менее пяти метров. В какой-то момент подул сильный ветер, водны набрали силу. Я понял, что просто ногами мне уже не удержаться: качка была такой силы, что попытки удержаться на лодке только усилиями своих ног могои окончиться плачевно. Пришла пора немного съехать к носу лодки и взяться за поручни-перила руками. И во время! Капитан несколько раз резко менял курс, подставляя волнам бок лодки. Эти маневры были резкими и неожиданными, и требовали от меня наклонов корпусом в сторону, противоположную повороту. Руки, вцепившиеся в поручни, еле выдерживали центробежную силу поворота....

Интересность моему положению на носу лодки придавал еще и тот факт, что штурвал держала в руках моя Дашка...
Ссылки

Его даже можно назвать визитной карточкой Красного моря. Ежегодно его посещают десятки тысяч туристов. Это в первую очередь те, кто являются поклонниками дайвинга.

Географическое положение

Остров Тиран находится в устье Абаканского залива, в непосредственной близости от популярного египетского курорта Шарм-эль-Шейх . Фактически этот клочок земли находится между Египтом и Саудовской Аравией. И, кстати, формально принадлежит именно последнему государству. Но египетские власти договорились с соседями и взяли остров в долгосрочную аренду, а также акваторию Красного моря, которая его окружает.

Уникальность острова в том, что он фактически необитаем. На нем никто не живет, кроме небольшого гарнизона военных. Здесь располагается база миссии ООН, которая следит за порядком на границе между Египтом и Саудовской Аравией. Из-за того, что на Тиране нет постоянных проживающих, местные воды сумели сохранить девственную красоту. Море здесь отличается кристальной прозрачностью, а настолько богат, что даже опытные дайверы приходят в восторг.

Историческая ценность

О существовании острова Тиран известно уже на протяжении 2,5 тысяч лет. Правда, назывался он тогда по-другому. В VI веке до нашей эры это было княжество Иотват, которое населяли иудеи. Причем, государство было полностью независимым и самостоятельным. Особенно историки отмечают мощный флот, которым владел Иотват. Благодаря военной мощи, на остров мало кто решался нападать, все больше предпочитали вести торговые отношения. Наиболее выгодные дела велись Иотватом с Соседними Аравией, Эфиопией и Египтом. Впоследствии княжество Иотват вошло в состав Византийской империи. И с тех пор лишилось статуса независимого.

Остров Тиран успел отметиться и в современной истории. Было это в 1955 году. Тогда израильским кораблям запретили проходить в местных водах. В качестве устрашения на прибрежных землях было организовано военное патрулирование. Свой гарнизон разместился и на Тиране.

Туристическая ценность

Экскурсии на остров Тиран начинается, в большинстве случаев, из бухты Наама-бей . Стоимость у разных туроператоров варьируется от 40 до 50 долларов. Длительность морской прогулки составляет часов 5-6. Совет туристам – еще на берегу надо определиться, будете ли вы просто купаться в открытом море с ластами и маской, или все-таки рассчитываете на подводное погружение. Дело в том, что любое необходимое оборудование надо взять еще на берегу. Потом решать будет поздно, так как яхты почти никогда не укомплектовываются дополнительным оборудованием.

Во время экскурсии предусмотрено несколько остановок недалеко от острова. И тут туристам разрешают поплавать прямо в открытом море. Единственное, нужно опасаться подводных течений. Они иногда бывают очень сильные и могут утащить людей от яхты.

Вокруг острова находятся четыре коралловых рифа. Интересно, что они носят имена исследователей, которые их и открыли. Так есть кораллы Гордона, Томаса, Вудхауса и Джексона . В местных водах также водятся десятки (если не сотни) морских обитателей. Можно встретить даже дельфинов и черепах. А вот акул можно не опасаться. Они не любят плавать между кораллами.

Единственный минус острова Тирана – на саму землю никого не опускают. Все-таки пока — это военный объект.

 /   / 27.95194; 34.56611 (G) (Я) Координаты : 27°57′07″ с. ш. 34°33′58″ в. д.  /  27.95194° с. ш. 34.56611° в. д.  / 27.95194; 34.56611 (G) (Я)

Суверенитет над островом является предметом длительного спора между Египтом , фактически контролирующим его с 1950-х годов , и Саудовской Аравией . В апреле 2016 года правительства достигли соглашения о передаче острова Эр-Рияду, которое подлежит ратификации египетским парламентом.

На Тиране расположена небольшая военная база (Observation Post 3-11) международных наблюдателей MFO (Multinational Force and Observers), которая контролирует соблюдение Египтом и Израилем мирного договора . Высадка посторонних на остров запрещена. База наблюдателей на Тиране расположена в западной части острова на вершине скалы высотой в 250 метров над заминированным со времен прежних конфликтов пляжем. Снабжение её производится дважды в неделю вертолётами из Шарм-эш-Шейха .

Сам остров, если не считать военной базы ООН, необитаем. Проход судов в залив Акаба через пролив Тиран со стороны Саудовской Аравии запрещён по причинам плохих отношений между ней и Израилем (большинство судов следуют в израильский Эйлат).

С 1983 года остров Тиран входит в состав Национального парка Рас-Мохаммед . На нём находятся гнездовья семи видов достаточно редких водоплавающих птиц, а на северном берегу его южной части имеется обширная мангровая роща. Орнитологи выражают озабоченность по поводу возможных нефтяных загрязнений моря у берегов острова от проходящих по проливу судов, а также возросшей туристической активностью по соседству с островом, что может нанести вред гнездовьям.

История

В V-VI вв. н. э. на острове находилось независимое иудейское княжество, именуемое в исторических хрониках Иотаб (Иотав) или Иотват. Некоторые исследователи древних текстов, пытающиеся восстановить маршрут исхода евреев из Египта, считают, что гора на острове Тиран была культовой для поклонения северному богу морей и штормов Баал Цафон (англ.) русск. . Княжество Иотват обладало сильным флотом и вело морскую торговлю с Аравией, Эфиопией и Египтом. Затем княжество вошло в состав Византийской империи. С VII в., после арабского нашествия, остров перестал упоминаться в исторических хрониках.

В сентябре 1955 г. Египет объявил о блокаде пролива Тиран для израильского судоходства, отрезав тем самым порт Эйлат от внешнего мира, закрыл воздушное пространство этого района для израильских самолётов. На островах Тиран и соседним с ним Санафир а также на противоположном синайском берегу пролива в районе Рас-Насрани были установлены артиллерийские позиции. Была создана военно-морская база в Шарм-эш-Шейхе.

С 1988 года разрабатывался проект строительства моста через остров Тиран из Египта в Саудовскую Аравию . Этот мост, длиной в 15 км, будет соединять африканские государства и Азию в обход территории Израиля.

В 2016 году Египет и Саудовская Аравия подписали соглашение о переходе под юрисдикцию Эр-Рияда спорных островов Тиран и Санафир в Красном море. Соглашение о делимитации морских границ должно пройти процедуру утверждения в парламенте Египта .Тем временем законосовещательный орган королевства - Консультативный совет - уже одобрил его. Административный Суд Египта не признал действительной сделку по передаче под юрисдикцию Саудовской Аравии обоих островов. Иски против передачи островов подали два местных адвоката.

Напишите отзыв о статье "Тиран (остров)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Тиран (остров)

Ложка была только одна, сахару было больше всего, но размешивать его не успевали, и потому было решено, что она будет поочередно мешать сахар каждому. Ростов, получив свой стакан и подлив в него рому, попросил Марью Генриховну размешать.
– Да ведь вы без сахара? – сказала она, все улыбаясь, как будто все, что ни говорила она, и все, что ни говорили другие, было очень смешно и имело еще другое значение.
– Да мне не сахар, мне только, чтоб вы помешали своей ручкой.
Марья Генриховна согласилась и стала искать ложку, которую уже захватил кто то.
– Вы пальчиком, Марья Генриховна, – сказал Ростов, – еще приятнее будет.
– Горячо! – сказала Марья Генриховна, краснея от удовольствия.
Ильин взял ведро с водой и, капнув туда рому, пришел к Марье Генриховне, прося помешать пальчиком.
– Это моя чашка, – говорил он. – Только вложите пальчик, все выпью.
Когда самовар весь выпили, Ростов взял карты и предложил играть в короли с Марьей Генриховной. Кинули жребий, кому составлять партию Марьи Генриховны. Правилами игры, по предложению Ростова, было то, чтобы тот, кто будет королем, имел право поцеловать ручку Марьи Генриховны, а чтобы тот, кто останется прохвостом, шел бы ставить новый самовар для доктора, когда он проснется.
– Ну, а ежели Марья Генриховна будет королем? – спросил Ильин.
– Она и так королева! И приказания ее – закон.
Только что началась игра, как из за Марьи Генриховны вдруг поднялась вспутанная голова доктора. Он давно уже не спал и прислушивался к тому, что говорилось, и, видимо, не находил ничего веселого, смешного или забавного во всем, что говорилось и делалось. Лицо его было грустно и уныло. Он не поздоровался с офицерами, почесался и попросил позволения выйти, так как ему загораживали дорогу. Как только он вышел, все офицеры разразились громким хохотом, а Марья Генриховна до слез покраснела и тем сделалась еще привлекательнее на глаза всех офицеров. Вернувшись со двора, доктор сказал жене (которая перестала уже так счастливо улыбаться и, испуганно ожидая приговора, смотрела на него), что дождь прошел и что надо идти ночевать в кибитку, а то все растащат.
– Да я вестового пошлю… двух! – сказал Ростов. – Полноте, доктор.
– Я сам стану на часы! – сказал Ильин.
– Нет, господа, вы выспались, а я две ночи не спал, – сказал доктор и мрачно сел подле жены, ожидая окончания игры.
Глядя на мрачное лицо доктора, косившегося на свою жену, офицерам стало еще веселей, и многие не могла удерживаться от смеха, которому они поспешно старались приискивать благовидные предлоги. Когда доктор ушел, уведя свою жену, и поместился с нею в кибиточку, офицеры улеглись в корчме, укрывшись мокрыми шинелями; но долго не спали, то переговариваясь, вспоминая испуг доктора и веселье докторши, то выбегая на крыльцо и сообщая о том, что делалось в кибиточке. Несколько раз Ростов, завертываясь с головой, хотел заснуть; но опять чье нибудь замечание развлекало его, опять начинался разговор, и опять раздавался беспричинный, веселый, детский хохот.

В третьем часу еще никто не заснул, как явился вахмистр с приказом выступать к местечку Островне.
Все с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошел к эскадрону. Уже светало; дождик перестал, тучи расходились. Было сыро и холодно, особенно в непросохшем платье. Выходя из корчмы, Ростов и Ильин оба в сумерках рассвета заглянули в глянцевитую от дождя кожаную докторскую кибиточку, из под фартука которой торчали ноги доктора и в середине которой виднелся на подушке чепчик докторши и слышалось сонное дыхание.
– Право, она очень мила! – сказал Ростов Ильину, выходившему с ним.
– Прелесть какая женщина! – с шестнадцатилетней серьезностью отвечал Ильин.
Через полчаса выстроенный эскадрон стоял на дороге. Послышалась команда: «Садись! – солдаты перекрестились и стали садиться. Ростов, выехав вперед, скомандовал: «Марш! – и, вытянувшись в четыре человека, гусары, звуча шлепаньем копыт по мокрой дороге, бренчаньем сабель и тихим говором, тронулись по большой, обсаженной березами дороге, вслед за шедшей впереди пехотой и батареей.
Разорванные сине лиловые тучи, краснея на восходе, быстро гнались ветром. Становилось все светлее и светлее. Ясно виднелась та курчавая травка, которая заседает всегда по проселочным дорогам, еще мокрая от вчерашнего дождя; висячие ветви берез, тоже мокрые, качались от ветра и роняли вбок от себя светлые капли. Яснее и яснее обозначались лица солдат. Ростов ехал с Ильиным, не отстававшим от него, стороной дороги, между двойным рядом берез.
Ростов в кампании позволял себе вольность ездить не на фронтовой лошади, а на казацкой. И знаток и охотник, он недавно достал себе лихую донскую, крупную и добрую игреневую лошадь, на которой никто не обскакивал его. Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение. Он думал о лошади, об утре, о докторше и ни разу не подумал о предстоящей опасности.
Прежде Ростов, идя в дело, боялся; теперь он не испытывал ни малейшего чувства страха. Не оттого он не боялся, что он привык к огню (к опасности нельзя привыкнуть), но оттого, что он выучился управлять своей душой перед опасностью. Он привык, идя в дело, думать обо всем, исключая того, что, казалось, было бы интереснее всего другого, – о предстоящей опасности. Сколько он ни старался, ни упрекал себя в трусости первое время своей службы, он не мог этого достигнуть; но с годами теперь это сделалось само собою. Он ехал теперь рядом с Ильиным между березами, изредка отрывая листья с веток, которые попадались под руку, иногда дотрогиваясь ногой до паха лошади, иногда отдавая, не поворачиваясь, докуренную трубку ехавшему сзади гусару, с таким спокойным и беззаботным видом, как будто он ехал кататься. Ему жалко было смотреть на взволнованное лицо Ильина, много и беспокойно говорившего; он по опыту знал то мучительное состояние ожидания страха и смерти, в котором находился корнет, и знал, что ничто, кроме времени, не поможет ему.